КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ЗАПИСКА

О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

ПЕРВОЕ. Еще в бытность СССР, ГРУ где-то в США подхватило слова “стратегическая компьютерная инициатива”, после чего последовало обращение к научным учреждениям МО прокомментировать эти слова. Насколько можно судить из дальнейшего, ничего путнего по этому поводу военная наука не сказала.

Теперь обратимся к современности. В магазинах страны продаются дискеты для персональных компьютеров. В том числе и дискеты фирмы “Verbatim” (Ирландия). Дискеты, обычно, поставляются в упаковках по 10 штук. Но в этом году в каждую такую упаковку фирма вкладывает рекламную дискету, на которой записан 20-минутный мультфильм о возможностях новогой операционной оболочки “Windows-95”, которая дает полное представление о существе “стратегической компьютерной инициативы” (Дискета прилагается).

Суть дела сводится к тому, что персональный комьпютер уже реально вошел в жизнь глобальной цивилизации. Хотя в разных странах и разная доля населений имеет досутуп к персональным компьютерам, но тенденция такова, что в списке цен на товары персональный компьютер, портативный “ноут-бук”, занимает промежуточное положение между телевизором и автомобилем; все они имеют возможность, при установке модемом, к обмену информацией между собой по каналам телефонной связи с выходом на иные средства связи через коммуникационные узлы. Операционная система MS-DOS и ее графическая оболочка Windows являются наиболее распространенной в мире программной средой, в которой работают большинство пользователей и под которую создаются большинство прикладных программ во всем мире.

Полезно обратить внимание на то обстоятельство, что персональный компьютер, даже стационарный, будучи отключен от сети, в момент очередного включения уже “знает” точное время и дату. А функциональное назначение различных информационных блоков в операционной системе реально знает только разработчик: то есть система изначально может содеражть информационный блок, приводящий ее в неработоспособное состояние по команде хозяев разработчиков MS-DOS. Проще говоря, при господстве во всем мире единого стандарта такого рода, всякое компьютеризованное общество оказывается в полной зависимости от хозяев разработчиков операционной системы, которые в иерархии средств управления оказываются на уровне третьего приоритета: выше банков, занимающих четветверты приоритет, и находящихся в полной зависимости от бесперебойной работы компьютерного оборудования и программного обеспечения в нем.(О приоритетности обобщенных средств управления и оружия см. “Мертвая вода”, Спб, 1992 г.).

То есть исторически реально стратегическая оборонная инициатива (СОИ - “звездные войны”) - это пугало, а господство MS-DOS и Windows фирмы Microsoft - реальное глобальное завоевание тех, кто контролирует юридических владельцев Microsoft.

ВТОРОЕ. В условиях нашей страны компьютеризация не зашла еще столь далеко, чтобы мы были в полной зависимости от работы компьютерной техники и ее программного обеспечения. Но для тех стран, где компьютер, тем более носимый с собой, - атрибут повседневности, он же и представляет опасность в определенных социальных условиях. Как-то по телевидению был показан американский фильм сюжэет которого сводится к одной фразе: компьютер в мире тех, кто не умеет воспринимать мир, как он есть, думать сам и передоверяется в кризисной ситуации компьютерной поддрежке. Группа спепциалистов ВМС ведет установку стратегического ракетного оружия на дне океана, совмещая это с какими-то геологическими исследованиями. В ходе исследований вскрывается геологическая полость, в которой сохранилась реликтовая биосфера. Некая “зверушка”, вырвавшись из полости на свободу, нападает на участников экспедиции и ломает вверенную им технику, в результате чего возникает аварийная ситуация. В этой ситуации команда обращается за поддержкой в принятии управленческих решений к компьютерной системе. Система задает вопрос: что происходит? - и предлагает выбор ответов: 1) авария в результате природного явления и 2) авария в результате нападения. Все считают, что аварийная ситуация возникла в результате нападения и из программного меню выбирают второе. Но разработчики программного продукта, обеспечивающего поддержку решений в кризисных ситуациях имели ввиду нападение реального противника, в то время как, обратившиеся к компьютерной поддержке имели в виду напдение реликтовой “зверушки”. В результате такого несовпадения параметров принятых по умолчанию разработчиком и пользователем аварийная ситуация усугубляется, поскольку первое, что делает программа - она подрывает ядерный боезапас, установленный на подводном плато.

Харктерно и то, что виновник усугубления кризисной ситуации по сюжету фильма искренне полагает, что ошибся компьютер, разработчики, но не он сам, когда бездумно сыграл с компьютером в “угадайку”, пердоверив ему все управление; все остальные участники событий в фильме, вынужденные расхлебывать последствия, в вопросах отношений с бортовым компьютером полностью доверяются компьютерщику, в результате чего возникает цепочка власти: 1) компьютер, максимум с искусственным интеллектом, 2) компьютерщик с вырубленным, отключенным интеллектом, 3) коллектив узких специалистов, каждый из которых недееспособен вне своей професси. Сюжет фильма расписали сценаристы, но развитие сюжета вполне жизненно для любого общества, в котором люди живут бездумно, как придется усугубляя ситуацию, порожденную их же бездумьем.В масштабах цивилизации такая упорядоченность в иерархиизависимости означает, что человечество - придаток и невольник техносферы, но не техносфера - одна из сторон многогранной деятельности общества людей.

Искусственная нога или рука одним словом называется “протезом”; тем не менее “искусственный интеллект” на элементной базе куда более примитивной чем та, на которой основан индивидуальный интеллект человека, не говоря уж о возможности соборного интеллекта многих людей, тем не менее считается не протезом, а усилителем человеческого сейчас, а фантасты строят сюжет, в которых искусственный интеллект превосходит человеческий.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Стратегическая компьютерная инициатива не представляет реальной угрозы или опасности для общества, обладающего высокой культурой мышления. Общество, в котором господствует бездумье, утрачена или извращена культура восприятия мира и культура мышления обречено пасть жертвой своих же благонамеренных инициатив.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК ПРИНЦИП.

Если говорить об образовании, обучении, то опыт показывает, что освение знаний человеком возможно исключительно на основе самообразования. Это утверждение, по видимости извне, противоречит пониманию многими “педагогического процесса”, тем не менее, вся педагогика в обществе идет всего лишь двумя путями: 1) активизировать в ученике его собственное стремление к освоению знаий и помогать после этого процессу его самообразования и 2) кодировать психику ученика на уровне его сознания информацией, свойственной учебному плану и программе образования.

Подсознательный уровень психики, если рассматривать его, как систему обработки информации, - на порядки превосходит в своих возможностях уровень сознания. Вследствие этого, если в раннем детстве родители смогли воспитать в ребенке основы культуры мировосприятия и осмысления воспринятого, подсознание легко отражает агрессивное кодирование информацией учебного плана, которое обрушивает в него через уровень сознания, педагогика. второго типа. Если этого не произошло, то из школы выходит много знающий, хорошо натасканный попугай, который знает очень много, говорит на нескольких языках, но не обладая культурой мировосприятия и культурой мышления, не способен выйти самостоятельно за пределы той информационной базы, которой его закодировала педагогика.. Один из общеизвестных примеров такого рода “Знаек” в наши дни - Е.Т.Гайдар; и эта оценка подтверждается обвальным спадом производства, в котором нашла выражение оторванность от жизни мнений об обществе и экономике, внедренных в его психику.

Системы дистанционного обучения могут потенциально работать в двух режимах: 1) быть мощной поддержкой истинному самообразованию людей разного возраста (это открывает возможность быстрой межотраслевой переквалификации кадров в ходе научно-технического прогресса) и 2) быть системой кодирования подсознательного уровня психики людей, обращающихся к ней, в обход их сознания. Последнее просто до примитивности: если человек расслабится и будетбездумно мысленно витать где-то, в то время как он находится в неком информационном потоке, то его подсознание зафиксирует в себе информацию, однако без какой-либо определенной ее атрибубутизации: хорошо-плохо, допустимо-недопустимо и т.п. Информация приобщится к категории неосмысленных подсознательных автоматизмов: - А вы почему деретесь, Портос? -Я дерусь, потому, что я дерусь... - одна из фраз экранизации “Трех мушкетеров” с М.Боярским в роли д’Артаньяна.. Подсознательные автоматизмы такого рода, принимаются либо отвергаются в зависимости от реальной нравственности, свойственной человеку, кторая находит свое выражение в откровенных высказываниях, проходящих через уровень сознания в его психике.

НРАВСТВЕННАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА.

Это известно давно: есть древняя китайская пословица: Что бы добрый человек ни говорил, все есть истина; что бы злой человек ни говорил, все есть ложь. Все люди в большей или меньшей степени грешны, поэтому в жизни эта пословица должна пониматься в статистическом смысле по отношению к частностям, т.е. сопровождаться оговоркой: в большинстве случаев из всего их множества. А по отношению ко всеобщности - в том смысле, что истинному посуществу высказыванию по частностям порочно нравственного человека, по умолчанию во всеобщности неотъемлемо сопутствует некая ложь, возможно им не осознаваемая. Лев Толстой сказал: “Слово есть поступок”. К этому можно добавить: молчание - тоже поступок. И ложь, свойственная внутреннему миру порочно нравственного человека, выразит себя во всех его поступках, а не только в словах и в умолчаниях. Выражает она себя и в программных продуктах, и в системах, их использующих.

Обратимся к изданию “Горбачев-Фонда” (возникновение его стартового капитала - это особый нравственно-этический и уголовно-юридический вопрос) “Перестройка. Десять лет спустя” (Москва, “Апрель-85”, 1995 г., тир. 2500 экз., т.е. издание под негласным грифом “для элиты”). Стр. 159, искусствовед Андреева И.А. сумбурно (цитата, стр. 156) высказывает следующее: “Нравственные основы - это высоко и сложно. Но элементы этики вполне нам доступны”. Это сказано после того, как мимо ушей искусствоведа (лирика) прошли слова “физика” - математика и якобы экологиста, академика РАН Моисеева Н.Н.: “Наверху (по контексту речь идет об иерархии власти) может сидеть подлец, мерзавец, может сидеть карьерист, но если он умный человек, ему уже очень много прощено, потому, что он будет понимать, что то, что он делает, нужно стране.” (стр. 148) - Никто не высказал возражений. Элита “интеллигенции” обеспокоена другим: “Вот тут говорилось о рабоче-крестьянской интеллигенции. Но вы только вдумайтесь в то, что происходит в течение семидесяти лет, когда нужно было доказать ничтожество своего происхождения в поколениях для того, чтобы занять власть, чтобы ее иметь.” - говорит “первоиерарх” кинематографии Н.С.Михалков - президент Российского фонда культуры. Кино - это, как раз то средство, которое в зрительных образах и в музыке, сопровождающей фильм, входит непосредственно в подсознтельный уровень психики, пока расслабленное сознание отдыхает, услаждаясь зрелищем; а эстетизм или антиэстетизм персонажей искусства - средство воздействия на формирование нравственности. Теперь остается вспомнить эстетически совершенный фильм Н.Михалкова “Неоконченная пьеса для механического пианино”. В нем есть эпизод: деревенского парня сажают за пианино-автомат, звучит мелодия и О.Табакова, играющего роль аристократа-бездельника выпучиваются от изумления глаза. Когда выясняется, что пианино - самоиграющее, аристократ радосто самоутверждаясь кричит: “Я же говорил: Чумазый не может! Чумазый не может!” И как этот эпизод из художественного фильма , но уже в жизни, продолжают слова Михалкова, что семьдесят лет элитно-породистым высокородиям “умникам” приходилось изображать из себя “чумазых”, якобы низкой породы. Следует обратить внимание, что далее пустословящий о любви к родине художник кино по отношению к власти в обществе употребляет слова “ее иметь”. Власть в интересах общества иметь, как наложницу или проститутку, невозможно. В интересах общества власть осуществляют.

ВСЕ эти люди - продукт кодирующей педагогики, поощрявшей завышенные самооценки у учеников, проходивших один за другим более или менее стандартные тестовые рубежи: кто в школе “физики”, кто в школе “лирики”. Это своего рода попытка впиисать свой ответ, вместо объективно истинного в учебник людей реальной жизнью. Именно за это неумение воспринимать жизнь такой, какой она есть, нежелание и неумение думать, расплатилась в 1917 г. прежняя российская “элита”. Но из всей сумбурной болтовни за круглым столом в “Горбачев-Фонде” можно понять, что прав В.О.Ключевский: закономерность истрических явлений (т.е. в смысле их предсказуемости и повторяемости) обратно пропорциональна их духовности. Духовность нанешних претенденитов в социальную “элиту” - та же, что и прошлых “высокородных умников”; и если не протрезвеют от опьянения ложью элитаризма, то и судьба их будет такой же: сгинут, чтобы очистилась от них жизнь. “История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков” - В.О.Ключевский.

Хотя “элите” нравится цитировать Паретто, Богданова, Пригожина, уделивших каждый в свое время внимание вопросам самоорганизации систем, но исторически реально: возомнившие о своем элитарном превосходстве, не способны к самоорганизации и нуждаются в пастухе. Н.С.Михалков об этом говорит сам: “Господи, ну скажите же мне, кто из вас не хочет иметь достойных людей, которые бы вами руководили? Я мечтаю иметь умного министра обороны, мечтал иметь такого человека, который руководил бы моей жизнью и жизнью моейстраны. Я готов их любить, но беда - не за что.” Исторически реально подавляющее большинство организаторов жизни обществ, выводивших их из кризисных ситуаций, были из простонародья и именно по этой причине низкого социального происхождения, были неприемлемы современным им “элитам” в качестве руководителей жизни не только персонально каждого из них. но их стран, в которых они жили. Причина проста: заранее предполагается, что “чумазый” не может ничего, кроме как ишачить на “чистопородную элиту умников”, которая якобы в праве учить всех жить, в том числе и дистанционно. Но реально “элитаризовавшееся учительство” не способно ни к чему, кроме как кодировать психику в новых поколениях мировоззрением сумбурного мышления и бездумной вседозволенности на основе подсознательных автоматизмов.

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЛЮБОМ ЕЕ ВИДЕ,

ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ ЧАСТОТ ЭТАЛОНОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО

И СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ СВЕРШИВШЕГОСЯ В XX ВЕКЕ,

ОТКРОЕТ ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ,

НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ ОНИ САМОДЕЯТЕЛЬНО СМОГУТ ОСУЩЕСТВИТЬ

САМООРГАНИЗАЦИЮ ЖИЗНИ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ, УСТРАНИВ ВЛАСТЬ

МЕРЗАВЦЕВ, ВОЗОМНИВШИХ СЕБЯ УМНИКАМИ. ЭТО БУДЕТ

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ТОЛПО-”ЭЛИТАРНОГО” ПСЕВДОЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ.