Надо спасать школу


СИТУАЦИЮ, которая сложилась в систе­ме школьного образования, наверное, без преувеличения можно назвать катастрофической. Низкий уровень знаний выпуск­ников - это факт, который стал общеприз­нанным, и его невозможно скрыть. Но цель школьного образования заключается не только в том, чтобы наполнить головы де­тей набором формул, правил, дат, имен. Школа должна с раннего детства воспиты­вать у будущего полноправного граждани­на стойкую убежденность в том, что только честный и добросовестный труд граждан может обеспечить социальное и матери­альное благополучие всего общества и каждого человека в отдельности, обеспе­чить безопасность страны; школа должна воспитать у ребенка и молодого человека уважительное отношение к труду, своему и чужому, к собственности, частной и обще­ственной, тягу к истинной образованности и хорошей профессиональной подготовке, чувство собственного достоинства, непри­язнь ко лжи, фальши, лицемерию.

Нам представляется, что главная причина провалов системы школьного образования заключа­ется в том, что наше общество са­моустранилось от воспитания собственных детей и лениво и бес­печно отдало целиком всю эту сис­тему в монопольное владение чи­новнику, который построил ее по принципу чиновничье-бюрократической вертикали администра­тивного подчинения.

Действительно, именно чиновник, а не общество (в лице его представителей) оп­ределяет, чему нужно учить детей, т.е. со­держание школьных программ. Именно чиновник указывает, как нужно учить де­тей, ибо учебно-воспитательные методи­ческие структуры формируются им и ад­министративно подчинены ему. Именно чиновник, в нарушение существующего, но не работающего закона об образова­нии, решает, кто должен учить детей, пос­кольку он сам формирует аттестационные структуры или по крайней мере держит их сотрудников в административной зависи­мости от себя. Чиновник узурпировал пра­во и обязанность оценивать качество ра­боты системы образования: не общество, "потребляющее" никудышную "продук­цию", выпускаемую этой чиновничьей сис­темой, и страдающее от невежества ее питомцев - выпускников школ, дает оцен­ку деятельности системы, а он сам навя­зывает обществу свою оценку своих собственных неусыпных радений, заявля­ет, что "школы работают успешно". И как свидетельство этой "успешности" он предъявляет обществу "показатели успе­ваемости учащихся", которую символизи­рует количество аттестатов зрелости, вы­данных выпускникам. И сам же чиновник осуществляет контроль и надзор за собственной деятельностью.

***

И ВОТ ЗДЕСЬ мы сталкиваемся с пря­мым преступлением, творимым в отноше­нии государства чиновничьей образова­тельной системой. Дело в том, что даже, по данным Минобразования, половина школьников не осваивает программы по основным учебным дисциплинам. Но ат­тестатами зрелости Комитеты по образо­ванию одаривают практически всех выпу­скников. Это означает, что чиновничье-бюрократическая система сознательно, преднамеренно, в своекорыстных целях организует массовую фальсификацию ре­зультатов обучения школьников и тоталь­ную, всероссийскую дезинформацию об­щества и государства относительно ре­ального положения дел. Это означает, что "образовательный" чиновник скрывает тот факт, что даже те небогатые средства, ко­торые государство выделяет на образова­ние, по крайней мере наполовину выбра­сываются впустую. Дезинформация, распространяемая "образовательным" чиновником, не позволяет законодателям своевременно принимать необходимые меры по исправлению ситуации: о том, что школа не дает юному гражданину необходимого запаса знаний, законодатель и об­щество узнают лишь через 10-11 лет, пос­ле того как ребенка запускают в школьный "конвейер", т.е. когда государство уже бессильно что-либо исправить.

Это также означает, что халатно, плохо работают правоохранительные органы, прокуратура, которые, по-видимому, счи­тают, что "какая-то там" школьная "двой­ка-тройка" не является объектом, достой­ным юридического исследования.

Конечную, формальную ответствен­ность за воспитание детей, качество обу­чения и достоверность школьных оценок, предъявляемых обществу, несет школь­ный преподаватель. Но фактически чинов­ник руками своих гайдуков, школьных ад­министраторов, полностью подчинил его своему административному произволу, задавил тысячью "отчетных" бумажек и бесчисленным множеством внеслужебных обязанностей. Не низкая зарплата, а именно чиновник превратил школьного учителя, человека свободного, творческо­го труда, в затюканную, безответную "училку" и обратил этого безответного че­ловека в безответственного. А безответ­ственность - основа провала любого дела.

Поэтому повышение учительской зарплаты, безусловно, необходимое, но осуществленное само по себе, при сохра­нении подчинения преподавателя воле и прихоти чиновника, лишь усилит его лич­ную зависимость, укрепит систему, несу­щую угрозу экономической и оборонной безопасности государства.

***

ГОРАЗДО более опасными и долгоживущими, чем экономический ущерб, наноси­мый государству чиновничье-бюрократической системой образования, являются последствия воспитательные, социально-нравственные.

Выжимая из подвластных ему "шкра-бов" "успеваемость" - любой ценой! - чи­новник словно "забывает" о том, что в про­цессе обучения кроме преподавателей су­ществует и другой участник, другая, от­нюдь не пассивная сторона - учащиеся и их родители. Юридически, законодатель­но это обстоятельство и обязанности "обучаемой" стороны практически никак не закреплены. А административно эта сторона чиновнику не подчинена. Более того, конфликт с родителями может дос­тавить чиновнику неприятности. Убедить родителей нерадивого Митрофанушки стимулировать усердную работу их чада чиновник не способен. Это трудно. Напро­тив, он будет заискивать перед родителя­ми, изображая заботу о детях, сетовать по поводу их чрезмерной перегруженности (будто не сама же чиновничья система составляет школьные программы!). В то же время чиновнику гораздо проще при­нудить зависимого от него преподавателя нарисовать бездельнику фальшивую тройку и "выдать на-гора" столь необходи­мую для чиновничьего отчета "успевае­мость".

Петербургские газеты сообщали о случае откровенно бесстыдной фальсификации. По распоряже­нию директора одной из школ, считавшейся городской экспери­ментальной площадкой, физико-математической школой высокой информационной культуры", классный журнал выпускного класса с несколькими десятками двоек по физике был подменен подделкой, где вместо двоек кра­совались уже четверки и пятерки.

Чиновники от образования сберегли де­ятельную "наставницу юношества", кото­рая, "умело" организовав "учебно-воспи­тательную работу", обеспечила "высокую успеваемость", и она благополучно про­должает руководить школой и "сеять ра­зумное, доброе, вечное". Так чиновник по­пустительствует массовому нежеланию школьников учиться, освобождает их от ответственного отношения к реальному овладению знаниями, так необходимыми государству, гражданами которого они яв­ляются.

Сознательное восприятие человеком своего государства начинается со школы. И, фальсифицируя результаты учебы, шко­ла приучает маленького человека к фаль­сификации результатов своего учебного, а в перспективе любого труда. Тем самым она вырабатывает у него непоколебимую убежденность в том, что в нашем государ­стве можно и допустимо, принято и даже почти узаконено добывать желаемые атри­буты успеха не собственным упорным тру­дом, а в результате обмана, мошенничест­ва, подлогов, воспитывает в молодом че­ловеке стойкое отвращение, неприязнь и презрение к честному, добросовестному труду.

Узаконенная чиновничьей шко­лой фальшь убивает в ребенке ес­тественное чувство справедливос­ти и стыда за получение незаслу­женных, незаработанных благ. Показуха поголовной "успевае­мости , раздуваемая в интересах школьного чиновника, воспиты­вает в ребенке безответственность и уверенность в безнаказанности.

А это, в свою очередь, способствует вы­талкиванию детей на улицу, к наркотикам и в хулиганские "тусовки".

Кровавая драма, происшедшая осенью в нашем городе, подтверждает сказанное. Компания хулиганствующих подростков железными прутьями забила до смерти пожилого человека. Как указывалось в представлении прокурора Санкт-Петер­бурга администрации города, один из убийц, девятиклассник, уже в восьмом классе перестал посещать школу, но тем не менее в школе его аттестовали и пере­вели в девятый класс. И не было школь­ным чиновникам никакого дела до того, что их питомец вместо законов физики и правил грамматики в действительности постигал законы физического насилия и правила бандитской стаи: отчет об "успе­ваемости" у них был в порядке!

Культивируемая чиновничьей структу­рой и расползшаяся по всей стране систе­ма "образовательной" лжи и фальсифика­ций создает питательную среду для мас­сового, многомиллиардного взяточниче­ства в вузах. Действительно, желающий по тем или иным причинам обзавестись студенческим билетом абитуриент, у кото­рого в голове нет знаний, зато в кармане лежит не заработанный им липовый аттес­тат и которого школа уже приучила идти по жизни "обходными путями", с готов­ностью выкладывает ожидаемую от него "входную плату" за поступление в вуз.

И каждый год школа "впрыскива­ет" в самостоятельную жизнь до полутора миллионов молодых людей, которым она прививала нравственный СПИД.

Пресс необходимых чиновнику "показа­телей" повальной "успеваемости", выдав­ливаемых из преподавателей, практичес­ки узаконенная "образовательная" фаль­сификация развращает и разлагает и са­мих преподавателей. Она не только приу­чает их, как и школьников, к безответ­ственному отношению к работе - она уби­вает у них стимул заботиться о своей ре­альной квалификации,- .парализует их стремление к самосовершенствованию и развитию себя как личности.

***

ТАКИМ образом, подчинение системы школьного образования чиновничеству ве­дет к нравственному разложению миллио­нов школьников, сотен тысяч преподавате­лей и в итоге способствует нравственной деградации общества в целом.

В какой-то мере ограничить произвол чиновника и поток образовательной лжи и фальсификаций могла бы организация системы независимой аттестации школь­ных кадров и контроля за качеством обуче­ния. В некоторой степени это предусмат­ривает существующий Закон "Об образо­вании", но в данной части он не работает. Да и чиновник не заинтересован в действенном и беспристрастном контро­ле. Как было сказано выше, на практике чиновник контролирует себя сам. Резуль­таты этого - налицо.

Для подъема образования до уровня, соответствующего современным требо­ваниям, необходимо решительным обра­зом отстранить чиновника от управления процессом обучения и воспитания детей, освободить школьного учителя от чинов­ничьего давления и разработать систему четкой персональной ответственности всех без исключения участников подго­товки юного гражданина к самостоятель­ной жизни и труду.

Существующие органы управления об­разованием следует преобразовать в орга­ны, обслуживающие систему образования.

Необходимо разработать систему аттестации и организации работы школьных кадров, которая обес­печила бы административную не­зависимость школьных админист­раторов от чиновников и в то же время свела бы к минимуму воз­можность их административного давления на преподавателей.


Необходимо также создать государственный орган, независимый от органа управления образованием, задачей которого было бы решение вопросов аттестации и контроля достоверности данных результатах обучения школьников. Для ускорения решения этого крайне важней вопроса, для обеспечения гласности, открытости и повышения эффективности контроля целесообразно создать реально действующие, а не выполняющие почетные представительские функции общественные комиссии при полномочных представителях президента РФ в регионах, наделить их соответствующими полномочиями и установить надлежащую ответственность. В порядке эксперимента можно было бы создать такую комиссию нашем городе, где имеется много квалифицированных честных людей и где вопрос о качестве образования имеет особое, жизненно важное значение.

***

РЕФОРМА системы образования, отрасли, в которой заняты миллионы наших граждан и к которой причастен буквально каждый из нас, - задача, безусловно крайне сложная и обширная. Но ее решение необходимо для того, чтобы наш страна, обладающая огромным потенциалом, смогла реализовать его и стать процветающим государством, населенным деятельными, трудолюбивыми людьми.


Е.Б. АЛЕКСАНДРОВ, академик РАН

О.В.БАСИЛАШВИЛИ, народный артист СССР

Л. Б. БЕРЕГОВАЯ, заслуженный учитель РФ

Ю.И. ВДОВИН, зам. председателя организации "Гражданский контроль"

Ю.И.ДЫМЩИЦ, соросовский учитель, кандидат физико-математических наук

И.М. КУЧЕРЕНКО, член политсовета регионального отделения политической партии "Союз правых сил", государственный советник юстиции 3-го класса

.. ЛЕОНОВ, директор Библиотеки РАН, доктор педагогических наук

Д. Д. МАРТЫНОВ, кандидат технических наук, профессор

В.П. ОСТРОВСКИЙ, профессор кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена

М.С. ПЛУЖНИКОВ, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ

Н.Н. СКАТОВ, член-корреспондент РАН, директор Института русской литерату­ры (Пушкинский дом)

Л.Г. ФЕДОТОВА, кандидат педагогических наук

Г.Н. ФУРСЕЙ, вице-президент Международной лиги защиты культуры, профес­сор, почетный работник высшего профессионального образования РФ

И.А. ШАДХАН, режиссер

4