СИТУАЦИЮ, которая сложилась в системе школьного образования, наверное, без преувеличения можно назвать катастрофической. Низкий уровень знаний выпускников - это факт, который стал общепризнанным, и его невозможно скрыть. Но цель школьного образования заключается не только в том, чтобы наполнить головы детей набором формул, правил, дат, имен. Школа должна с раннего детства воспитывать у будущего полноправного гражданина стойкую убежденность в том, что только честный и добросовестный труд граждан может обеспечить социальное и материальное благополучие всего общества и каждого человека в отдельности, обеспечить безопасность страны; школа должна воспитать у ребенка и молодого человека уважительное отношение к труду, своему и чужому, к собственности, частной и общественной, тягу к истинной образованности и хорошей профессиональной подготовке, чувство собственного достоинства, неприязнь ко лжи, фальши, лицемерию.
Нам представляется, что главная причина провалов системы школьного образования заключается в том, что наше общество самоустранилось от воспитания собственных детей и лениво и беспечно отдало целиком всю эту систему в монопольное владение чиновнику, который построил ее по принципу чиновничье-бюрократической вертикали административного подчинения.
Действительно, именно чиновник, а не общество (в лице его представителей) определяет, чему нужно учить детей, т.е. содержание школьных программ. Именно чиновник указывает, как нужно учить детей, ибо учебно-воспитательные методические структуры формируются им и административно подчинены ему. Именно чиновник, в нарушение существующего, но не работающего закона об образовании, решает, кто должен учить детей, поскольку он сам формирует аттестационные структуры или по крайней мере держит их сотрудников в административной зависимости от себя. Чиновник узурпировал право и обязанность оценивать качество работы системы образования: не общество, "потребляющее" никудышную "продукцию", выпускаемую этой чиновничьей системой, и страдающее от невежества ее питомцев - выпускников школ, дает оценку деятельности системы, а он сам навязывает обществу свою оценку своих собственных неусыпных радений, заявляет, что "школы работают успешно". И как свидетельство этой "успешности" он предъявляет обществу "показатели успеваемости учащихся", которую символизирует количество аттестатов зрелости, выданных выпускникам. И сам же чиновник осуществляет контроль и надзор за собственной деятельностью.
***
И ВОТ ЗДЕСЬ мы сталкиваемся с прямым преступлением, творимым в отношении государства чиновничьей образовательной системой. Дело в том, что даже, по данным Минобразования, половина школьников не осваивает программы по основным учебным дисциплинам. Но аттестатами зрелости Комитеты по образованию одаривают практически всех выпускников. Это означает, что чиновничье-бюрократическая система сознательно, преднамеренно, в своекорыстных целях организует массовую фальсификацию результатов обучения школьников и тотальную, всероссийскую дезинформацию общества и государства относительно реального положения дел. Это означает, что "образовательный" чиновник скрывает тот факт, что даже те небогатые средства, которые государство выделяет на образование, по крайней мере наполовину выбрасываются впустую. Дезинформация, распространяемая "образовательным" чиновником, не позволяет законодателям своевременно принимать необходимые меры по исправлению ситуации: о том, что школа не дает юному гражданину необходимого запаса знаний, законодатель и общество узнают лишь через 10-11 лет, после того как ребенка запускают в школьный "конвейер", т.е. когда государство уже бессильно что-либо исправить.
Это также означает, что халатно, плохо работают правоохранительные органы, прокуратура, которые, по-видимому, считают, что "какая-то там" школьная "двойка-тройка" не является объектом, достойным юридического исследования.
Конечную, формальную ответственность за воспитание детей, качество обучения и достоверность школьных оценок, предъявляемых обществу, несет школьный преподаватель. Но фактически чиновник руками своих гайдуков, школьных администраторов, полностью подчинил его своему административному произволу, задавил тысячью "отчетных" бумажек и бесчисленным множеством внеслужебных обязанностей. Не низкая зарплата, а именно чиновник превратил школьного учителя, человека свободного, творческого труда, в затюканную, безответную "училку" и обратил этого безответного человека в безответственного. А безответственность - основа провала любого дела.
Поэтому повышение учительской зарплаты, безусловно, необходимое, но осуществленное само по себе, при сохранении подчинения преподавателя воле и прихоти чиновника, лишь усилит его личную зависимость, укрепит систему, несущую угрозу экономической и оборонной безопасности государства.
***
ГОРАЗДО более опасными и долгоживущими, чем экономический ущерб, наносимый государству чиновничье-бюрократической системой образования, являются последствия воспитательные, социально-нравственные.
Выжимая из подвластных ему "шкра-бов" "успеваемость" - любой ценой! - чиновник словно "забывает" о том, что в процессе обучения кроме преподавателей существует и другой участник, другая, отнюдь не пассивная сторона - учащиеся и их родители. Юридически, законодательно это обстоятельство и обязанности "обучаемой" стороны практически никак не закреплены. А административно эта сторона чиновнику не подчинена. Более того, конфликт с родителями может доставить чиновнику неприятности. Убедить родителей нерадивого Митрофанушки стимулировать усердную работу их чада чиновник не способен. Это трудно. Напротив, он будет заискивать перед родителями, изображая заботу о детях, сетовать по поводу их чрезмерной перегруженности (будто не сама же чиновничья система составляет школьные программы!). В то же время чиновнику гораздо проще принудить зависимого от него преподавателя нарисовать бездельнику фальшивую тройку и "выдать на-гора" столь необходимую для чиновничьего отчета "успеваемость".
Петербургские газеты сообщали о случае откровенно бесстыдной фальсификации. По распоряжению директора одной из школ, считавшейся городской экспериментальной площадкой, физико-математической школой высокой информационной культуры", классный журнал выпускного класса с несколькими десятками двоек по физике был подменен подделкой, где вместо двоек красовались уже четверки и пятерки.
Чиновники от образования сберегли деятельную "наставницу юношества", которая, "умело" организовав "учебно-воспитательную работу", обеспечила "высокую успеваемость", и она благополучно продолжает руководить школой и "сеять разумное, доброе, вечное". Так чиновник попустительствует массовому нежеланию школьников учиться, освобождает их от ответственного отношения к реальному овладению знаниями, так необходимыми государству, гражданами которого они являются.
Сознательное восприятие человеком своего государства начинается со школы. И, фальсифицируя результаты учебы, школа приучает маленького человека к фальсификации результатов своего учебного, а в перспективе любого труда. Тем самым она вырабатывает у него непоколебимую убежденность в том, что в нашем государстве можно и допустимо, принято и даже почти узаконено добывать желаемые атрибуты успеха не собственным упорным трудом, а в результате обмана, мошенничества, подлогов, воспитывает в молодом человеке стойкое отвращение, неприязнь и презрение к честному, добросовестному труду.
Узаконенная чиновничьей школой фальшь убивает в ребенке естественное чувство справедливости и стыда за получение незаслуженных, незаработанных благ. Показуха поголовной "успеваемости , раздуваемая в интересах школьного чиновника, воспитывает в ребенке безответственность и уверенность в безнаказанности.
А это, в свою очередь, способствует выталкиванию детей на улицу, к наркотикам и в хулиганские "тусовки".
Кровавая драма, происшедшая осенью в нашем городе, подтверждает сказанное. Компания хулиганствующих подростков железными прутьями забила до смерти пожилого человека. Как указывалось в представлении прокурора Санкт-Петербурга администрации города, один из убийц, девятиклассник, уже в восьмом классе перестал посещать школу, но тем не менее в школе его аттестовали и перевели в девятый класс. И не было школьным чиновникам никакого дела до того, что их питомец вместо законов физики и правил грамматики в действительности постигал законы физического насилия и правила бандитской стаи: отчет об "успеваемости" у них был в порядке!
Культивируемая чиновничьей структурой и расползшаяся по всей стране система "образовательной" лжи и фальсификаций создает питательную среду для массового, многомиллиардного взяточничества в вузах. Действительно, желающий по тем или иным причинам обзавестись студенческим билетом абитуриент, у которого в голове нет знаний, зато в кармане лежит не заработанный им липовый аттестат и которого школа уже приучила идти по жизни "обходными путями", с готовностью выкладывает ожидаемую от него "входную плату" за поступление в вуз.
И каждый год школа "впрыскивает" в самостоятельную жизнь до полутора миллионов молодых людей, которым она прививала нравственный СПИД.
Пресс необходимых чиновнику "показателей" повальной "успеваемости", выдавливаемых из преподавателей, практически узаконенная "образовательная" фальсификация развращает и разлагает и самих преподавателей. Она не только приучает их, как и школьников, к безответственному отношению к работе - она убивает у них стимул заботиться о своей реальной квалификации,- .парализует их стремление к самосовершенствованию и развитию себя как личности.
***
ТАКИМ образом, подчинение системы школьного образования чиновничеству ведет к нравственному разложению миллионов школьников, сотен тысяч преподавателей и в итоге способствует нравственной деградации общества в целом.
В какой-то мере ограничить произвол чиновника и поток образовательной лжи и фальсификаций могла бы организация системы независимой аттестации школьных кадров и контроля за качеством обучения. В некоторой степени это предусматривает существующий Закон "Об образовании", но в данной части он не работает. Да и чиновник не заинтересован в действенном и беспристрастном контроле. Как было сказано выше, на практике чиновник контролирует себя сам. Результаты этого - налицо.
Для подъема образования до уровня, соответствующего современным требованиям, необходимо решительным образом отстранить чиновника от управления процессом обучения и воспитания детей, освободить школьного учителя от чиновничьего давления и разработать систему четкой персональной ответственности всех без исключения участников подготовки юного гражданина к самостоятельной жизни и труду.
Существующие органы управления образованием следует преобразовать в органы, обслуживающие систему образования.
Необходимо разработать систему аттестации и организации работы школьных кадров, которая обеспечила бы административную независимость школьных администраторов от чиновников и в то же время свела бы к минимуму возможность их административного давления на преподавателей.
Необходимо также создать государственный орган, независимый от органа управления образованием, задачей которого было бы решение вопросов аттестации и контроля достоверности данных результатах обучения школьников. Для ускорения решения этого крайне важней вопроса, для обеспечения гласности, открытости и повышения эффективности контроля целесообразно создать реально действующие, а не выполняющие почетные представительские функции общественные комиссии при полномочных представителях президента РФ в регионах, наделить их соответствующими полномочиями и установить надлежащую ответственность. В порядке эксперимента можно было бы создать такую комиссию нашем городе, где имеется много квалифицированных честных людей и где вопрос о качестве образования имеет особое, жизненно важное значение.
***
РЕФОРМА системы образования, отрасли, в которой заняты миллионы наших граждан и к которой причастен буквально каждый из нас, - задача, безусловно крайне сложная и обширная. Но ее решение необходимо для того, чтобы наш страна, обладающая огромным потенциалом, смогла реализовать его и стать процветающим государством, населенным деятельными, трудолюбивыми людьми.
Е.Б. АЛЕКСАНДРОВ, академик РАН
О.В.БАСИЛАШВИЛИ, народный артист СССР
Л. Б. БЕРЕГОВАЯ, заслуженный учитель РФ
Ю.И. ВДОВИН, зам. председателя организации "Гражданский контроль"
Ю.И.ДЫМЩИЦ, соросовский учитель, кандидат физико-математических наук
И.М. КУЧЕРЕНКО, член политсовета регионального отделения политической партии "Союз правых сил", государственный советник юстиции 3-го класса
.. ЛЕОНОВ, директор Библиотеки РАН, доктор педагогических наук
Д. Д. МАРТЫНОВ, кандидат технических наук, профессор
В.П. ОСТРОВСКИЙ, профессор кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена
М.С. ПЛУЖНИКОВ, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ
Н.Н. СКАТОВ, член-корреспондент РАН, директор Института русской литературы (Пушкинский дом)
Л.Г. ФЕДОТОВА, кандидат педагогических наук
Г.Н. ФУРСЕЙ, вице-президент Международной лиги защиты культуры, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ
И.А. ШАДХАН, режиссер