«Счастлив тот, кто не знает скуки, кому совершенно незнакомо вино, карты, табак, всевозможные развращающие развлечения и СПОРТ1»

— П.Ф.Лесгафт — тот самый, именем которого назван Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья.



О ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ
И ПО-РАЗНОМУ СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЛЮДЯХ, НА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И НА ЕГО ПЕРСПЕКТИВАХ

Начнём с того, что в 1979 г. на выпускном курсе вуза перед поездкой на военные сборы перед получением офицерских званий по линии военной кафедры мы проходили медкомиссию. Несколько человек пройти медкомиссию и получить разрешение на прохождение военных сборов не смогли, а в группе не допущенных медиками наиболее ярко выделялись члены институтских сборных команд по различным видам спорта.

Потом попалась публикация в СМИ о том, что средняя продолжительность жизни выдающихся спортсменов на 10 и более лет меньше2, нежели средняя продолжительность жизни болельщиков, и это при том, что изрядная доля болельщиков ведёт нездоровый образ жизни, предпочитая «спорт-бар» тренажёрному залу, бассейну, прогулкам на природе.

Спорт высоких достижений в наши дни это: берём малолетнего ребёнка, которого не жаль родителям, и начиная с возраста 5 — 6 лет его «дрессируем», загружая 6-ти и более часовыми ежедневными тренировками на протяжении всего детства и юности, не оставляя времени ни на что иное, что необходимо для того, чтобы человеческий детёныш вырос действительным Человеком. Кто не сломался или чьи родители не поумнели — становится к 15 — 22 годам (в зависимости от вида спорта) чемпионом; к 25 — 35 годам (в зависимости от вида спорта) спортивная карьера заканчивается, после чего человеку предлагается жить по способности, к чему он в большинстве случаев не готов: нет каких-либо профессиональных знаний, а интеллект и кругозор не развиты настолько, чтобы войти в какую-либо профессию, не связанную со спортом. Кроме того, организм изношен даже в том случае, если в спортивной карьере не было травм, оставивших после себя сколь-нибудь серьёзных последствия. Если же к тренировкам добавляется «биохимия», то к 35 годам к изношенности организма добавляются медицинские проблемы, вызванные «биохимией». Вопрос о том, как спортивная «биохимия» сказывается на психике — редко когда вызывает интерес, хотя есть публикации, авторы которых утверждают, что препараты «спортивной биохимии» могут вызывать немотивированную агрессивность и антисоциальное поведение. Переход же от образа жизни спортсмена высоких достижений к образу жизни обычного человека не всегда возможен вследствие необратимости структурных изменений в организме и невозможности перестройки физиологии в зрелом возрасте.

Всё это в совокупности приводит к тому, что если оценивать статистику состояния здоровья представителей спорта высоких достижений, то профессиональный спорт высоких достижений можно охарактеризовать словами — индустрия производства инвалидов, даже если исключить из рассмотрения тех, кто стал инвалидом в результате получения тяжёлых травм на тренировках или соревнованиях3.

Но спорт высоких достижений это не только извращённый смысл жизни, навязанный спортсменам культурой общества, родителями и тренерами, но и социальное явление, затрагивающее так или иначе всех членов общества. В этом социальном явлении на публику выносится так называемая «честь страны»:

Но возникают вопросы: стала ли жить страна-победительница лучше, стала ли жить проигравшая страна хуже?

Ответ на оба эти вопроса отрицательный: эмоции, связанные со спортивным событием, для психики подавляющего большинства болельщиков значимы на протяжении не более двух недель с момента события. Но ни экономика, ни наука, ни системы образования и здравоохранения ни в одной из стран в результате победы спортсменов, а равно поражения в спортивных состязаниях ни лучше, ни хуже не становятся.

Но график соревнований охватывает весь год, и соответственно наличие профессионального спорта высоких достижений надо рассматривать как постоянно действующий социальный фактор, который оказывает постоянное воздействие на жизнь общества. И это воздействие многопланово:

Кроме того, если затрагивать управленческий аспект, то:

Т.е. факты жизни обязывают сделать вывод:

Профессиональный спорт высоких достижений — реальная угроза будущему общества и государства.

Пётр Францевич Лесгафт (1837 — 1909), именем которого назван по сути университет спорта, а не физической культуры8, ещё в XIX — начале ХХ века видел различие массовой физической культуры и спорта как в воздействии на подрастающие поколения, так и в воздействии на жизнь общества:

И в своих оценках П.Ф.Лесгафт был по существу прав, что бы не болтали приверженцы «чести страны» в спорте высоких достижений. А что происходит в России? Хотя это унаследовано от СССР, но:

Ну и что дальше:

Внутренний Предиктор СССР
01 — 21 октября 2014 г.

1 Выделено заглавными нами при цитировании.

2 В частности: http://golodanie.su/forum/printthread.php?s=c28d647bd8ef58fb47d532cc6032adfa&t=5173&page=20&pp=10; http://bmsi.ru/doc/906b3cbd-01be-4eb0-8e9c-e15db86e709e.

3 http://ria.ru/sport/20091208/197924474.html.

4 Например, гонки яхт на Кубок «Америки». Фактически это соревнования не команд яхт, а конструкторов яхт, и это настолько инвестиционно и наукоёмкий вид спорта, что яхты, построенные к очередным соревнованиям, устареют к следующим. В них яхты, проигравшие гонки, в большинстве случаев проигрывают не из-за того, что их экипажи неумелы, а из-за того, что их конструкторы и строители не смогли создать более совершенную гоночную машину-однодневку, нежели конструкторы и строители яхты-победительницы. Даже яхты-победительницы в последующем пригодны только для тренировки и поддержания спортивной формы претендентов в команды яхт будущих гонок, но не для победы в них.

5 Так в Москве 9 июня 2002 г. поражение сборной России по футболу в матче со сборной Японии на чемпионате мира стало поводом к массовым беспорядкам на центральных улицах, в результате чего один человек погиб от удара ножом, кроме него пострадали 75 человек, 49 из которых были госпитализированы. Милиция задержала 130 человек. В центре города повреждено 8 таксофонов, 36 витрин магазинов, повреждены несколько троллейбусов. В ходе погромов в центре Москвы также разбито 107 автомашин, в том числе иномарки, две машины телевизионного канала РТР, перевернуто шесть из них и сожжено семь. В массовых беспорядках в центре Москвы принимали участие от 7 до 8 тысяч человек. Милиции удалось прекратить беспорядки только к вечеру около 18:40. Виновных в убийстве и в организации массовых беспорядков установить не удалось. (По данным Википедии)

6 Цитата из программы «Стадион» «Радио России» — один из выдающихся отечественных футболистов.

7 Это ведь только олимпийским чемпионам, которые не созидают ничего, кроме иллюзорной «спортивной чести» страны, государство дарит роскошные иномарки; это только выдающиеся спортсмены имеют доходы, позволяющие покупать виллы и опять же — роскошные иномарки; а воспитатели детских садов, учителя, врачи, инженеры, рабочие — обходятся одной зарплатой, которая подчас едва позволяет сводить концы с концами.

8 По сути это является надругательством и глумлением над памятью одного из наиболее выдающихся педагогов в истории человечества — создателя педагогической системы, ориентированной на воспитание социально ответственного человека-творца.

9 Исключением могут быть только дисциплины социокультурного характера, освоение которых ориентировано на бесконфликтную социализацию будущих мужчин и женщин, которые пока ещё дети — мальчики девочки.

10 http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/.

11 Объективная оценка деятельности Минобрнауки за последние 20 лет такова. 13.05.2014 г. в программе «Невское утро» (местное вещание «Радио России» — Санкт-Петербург и Ленинградская область) выступал ректор Санкт-Петербургского электротехнического университета «ЛЭТИ» Владимир Михайлович Кутузов. Зашла речь о ЕГЭ. Он сказал, что ЕГЭ совершенствуется, но при этом сообщил следующее. Несколько лет тому назад они только что принятым первокурсникам предложили пройти тесты на основе вариантов вступительных контрольных работ по физике и математики, которые использовались в ЛЭТИ до введения ЕГЭ. Результат потрясающий: средний балл по математике — 2,6, а по физике — 2,4.

Если вспомнить 1970-е гг., то, получив всего две четвёрки на двух из четырёх сданных экзаменов и имея средний балл школьного аттестата 5, в ЛЭТИ и ряд других ведущих отраслевых вузов СССР на некоторые наиболее интересные специальности можно было вообще не поступить: проходной балл был выше 23.

За такие результаты реформы образования при И.В. Сталине руководство Минобрнауки и идеологов реформы образования осудили бы как вредителей, и это было бы более, чем вполне заслужено.

12 Иначе говоря, использование всех других педагогических систем в школах РФ, включая господствующую, просто не законно. Господствующая же повсеместно система калечит детей в течение первого же года обучения, а здоровые выпускники школ — единичны, на фоне общей массы, потерявших здоровье в школе.

5