Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

После последнего звонка

Дети заканчивают школу

Не нужно быть пророком: нас и наших детей ожидают серьёзные испытания. Реорганизация образования в полном разгаре, а результаты её вселяют в нас, родителей, всё большую тревогу. Дееспособное ли поколение заступит нам на смену? И заступит ли? Скорее всего, ребят, которых Бог не обидел своим даром, заставят работать на заграницу. Остальным грозит вытеснение из собственного дома иммигрантами, этими отчаянными пожирателями и так не щедрых российских трудовых вакансий.

Поражают масштабы профанации в частном секторе среднего специального, но, особенно, высшего образования: предписанные лицензионными требованиями библиотеки убоги, аудитории — микроскопические, лекционные залы и лаборатории отсутствуют, равно как и настоящие педагоги-творцы. Бывает, приглашают и стоящих преподавателей из центровых ВУЗов на периферию или в филиалы, но избираемый при этом «экономный вахтовый метод» ставит их в ужасное положение: семестровый курс читается в два отдельных двух- или трёхнедельных присеста, каждый день по 4 часа кряду. Ни знаний, ни навыков, ни профессиональных традиций студентам привить не удаётся, кроме стойкой аллергии ко всякому общению с преподавателем-жертвой. Студенческих коллективов в таких заведениях нет. Студентам не прививают азы самоуправления и не развивают в них чувства будущих хозяев своей страны.

А вот типичный пример начального профессионального образования. Государственное ПУ № 54 (занимающее далеко не последнее место, г. Москва) готовит учащихся по специальностям автокрановщик и автомеханик. Ни тебе живых двигателей и стендов для их регулировки, ни макет-разрезов основных узлов и агрегатов автомобиля, ни образцов инструментария и оборудования для его ремонта. В училище два автомобиля ЗИЛ-130, настолько изношенных, что на их восстановление ежегодно собирают с родителей около 150 тыс. рублей (по 2400 рублей с каждого учащегося), а о талонах на бензин, который сейчас особенно дорог, и не слыхивали! За каждый 45-минутный урок «вождения» ученик отдаёт по 100 рублей на ГСМ. Большая часть «вождения» проходит на внутренней площадке техникума: то автомобили не прошли техосмотра, то не заводятся и в любой момент могут поломаться.

Нам, выпускникам Московского физико-технического института, хорошо видна несостоятельность трёхзвенного высшего образования: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (6 лет). В этом мы солидарны и с работниками авиационно-космической промышленности, и с ректором МГУ им. М.В. Ломоносова, которые сегодня открыто протестуют на радио и в печати против осуществления задуманной Минобрнауки реорганизации. Для подготовки настоящих специалистов необходима практика в условиях реального производственного процесса, осуществляемая под руководством мастеров своего дела. В органичном сочетании с учебным процессом только она даст студентам тот минимальный комплекс знаний, навыков, методологического и психосоциального опыта, который будет достаточен для самовоспламенения их талантов в последующие периоды трудовой деятельности, если таковая начнётся для них в надлежащих условиях и в срок. Специалист, даже хорошо подготовленный, если он не будет востребован в течение года–двух, будет с высокой вероятностью безвозвратно потерян для области своей специализации и в силу «закона времени», и в силу инерции, приобретённой им в другом деле.

Правда же, как нам представляется, в следующем. Поддерживать прежние объём и пропорции выпуска специалистов, очевидно, целесообразно из-за повсеместной примитивизации и существенного сужения спектра отраслей российской промышленности советского периода. Но Минобрнауки стремится сохранить сопряжённому с ним профильному бизнесу высокую доходность и обеспечить ему возможность по-прежнему выкачивать из населения средства на её «образование». При этом отмеченное выше свойство любой специализации быстро протухать, если она не востребована, и, зачастую, полное отсутствие серьезного национально ориентированного нравственно-культурного воспитания молодежи в вузах являются гарантами того, что наши юноши и девушки, не найдя себя в жизни, полностью отнесут эту неудачу на свой счёт, обретут устойчивый комплекс неполноценности и не сумеют своевременно понять всей подлости и предательства их интересов государством, отнявшим у них бесценное время и добавившим нищеты и им, и их родителям. Как не упомянуть здесь реплику Александра Губанова «Деньги на бочку», опубликованную в газете «ГУДОК» за 14.05.2005 года, в которой он разоблачает подлую (иначе не назовёшь) придумку Минобрнауки в форме «сокращения нагрузки учеников и учителей» (сокращение базисного учебного плана на 25%) с тем, чтобы родители, желающие дать детям полноценное образование, доплачивали за четверть их обучения, т.е. как раз ту часть, на которую программа стала «легче». Автор прямо называет блефом разговоры о сверхбольшой нагрузке в школах, и считает преступным решение, по которому вопреки Конституции РФ фактически вводится плата за бесплатное среднее образование.

Судьба молодёжи — краеугольный камень нашей партийной заботы. Молодёжь — главный адресат наших концептуальных знаний, нашего опыта их практической реализации. Что сегодня можно рекомендовать родителям и их взрослеющим детям, решившим продолжить своё образование? Общий ответ таков. Проблемы образования могут быть решены только через укрепление государственности и возрождение промышленности России, её научно-технологического потенциала, нашей многонациональной культуры. А пока пусть молодёжь приходит в наши первичные организации, где юные граждане научатся основам самоорганизации, овладеют идеями справедливого жизнеустройства, смогут организованно, рука об руку со старшими, встать на защиту своего личного будущего, интересов русского и братских народов России. Позвольте теперь предложить наиболее актуальные рекомендации выпускникам и их родителям.

Выбор целей и ситуационная разведка

1. Из примерно 2600 аккредитованных ВУЗов лишь около 900 являются государственными, и только треть из них достаточно сильны, сохранили в хорошем состоянии свои преподавательские кадры и учебную базу, общежития для иногородних студентов. Ежегодно эти 300 ВУЗов могут принять примерно 150 тысяч студентов. В среднем, на одно место в относительно благополучном государственном ВУЗе приходится примерно 10 выпускников. Конкурс, однако!

Перечислим предпочтительные направления для мальчиков и девочек соответственно.

Юношам можно рекомендовать специализацию по направлениям: оборудование и технологии перерабатывающих отраслей (нефть, газ, лес, цветные металлы практически отпадают, поскольку все места и отвечающие им вакансии контролируются семейно-корпоративными династиями), все виды транспорта и инфраструктура транспортных систем, информационные технологии (ИТ), в том числе управление на транспорте, средства связи и сетевое оборудование, материаловедение, машиностроение (проектирование, производство, стандартизация), энергосети и энергетическое оборудование, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, лёгкая промышленность, медицина.

Девушкам: педагогика, медицина, налогообложение и бухучёт, статистика, пищевая промышленность, торговля, технологии химических и фармацевтического производств, гостиничное хозяйство, туризм и т. д.

Честолюбцам, желающим получить специальности юриста, экономиста, финансиста (банковское дело), журналиста, психолога, менеджера и им подобные, как бы соблазнительно доступны они ни были (есть деньги, нужные связи), рекомендуем обрести их в качестве ВТОРОГО ВЫСШЕГО образования, предварив ему подходящее первое. Ведь овладение науками, нравственная основа личности для которых играет роль мощной базы, требует жизненного опыта. Ещё Сократом было отмечено, что всякое ЗНАНИЕ, ЛИШЁННОЕ НРАВСТВЕННОСТИ и ДОБРОДЕТЕЛИ, СУТЬ ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ПЛУТОВСТВО!

2. В ходе ситуационной разведки, прежде всего, следует выяснить, пользуется ли данный ВУЗ поддержкой и имеет ли авторитет в отрасли, для которой он готовит специалистов (примеры авторитетных ВУЗов: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, МВТУ им. Н. Баумана, МАИ, ГАНГ им. И.М. Губкина, МЭИ, и т.д.). Не следует упускать из вида и характеристику самой отрасли. Например, Международный независимый эколого-политологический Университет (МНЭПУ) имеет авторитет в “отрасли”, которую называют экологией и относят к ведению Министерства природных ресурсов. Однако его выпускники вряд ли смогут найти работу где-либо, кроме аппарата самого министерства или в региональных госструктурах аналогичного профиля (но здесь вакансии предоставляют, большей частью, не по конкурсу). На предприятиях же ЖКХ, водоканала, в санитарно-эпидемиологических службах, на фармацевтических предприятиях, везде, где необходимы перспективные инженеры-экологи, предпочтут выпускников “зависимых” учебных заведений: МГГУ, МИКХиС, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МИТХТ им. Д.И. Менделеева (сейчас Московская академия), МГСУ (строительный) и др. ВУЗов, где студентам предоставляется реальная практика.

3. Обязательно побывайте в ВУЗе, поговорите с работниками приёмной комиссии, изучите условия поступления, осмотрите библиотеку, кафедры, присмотритесь к его студентам, оцените их бытовую речь, манеры, познакомьтесь с планами культурной и научной жизни, которые висят на стенах или вывешены на сайтах в Интернете. Не спешите, будьте наблюдательны и дотошны. ПОЙМИТЕ, Вы выбираете место своего рождения в качестве ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ ЛИЧНОСТИ! Лучше, если на осмотр и собеседование в ВУЗе Вы пойдёте вместе с кем-либо из старших. Сгодится и рассудительный друг. Очень важно сверить свои впечатления, не допустить, чтобы Вас “уболтали”.

Здорово, если на каждого обучаемого студента приходится 25-40 кв. м. учебных площадей, в столовой без очереди вкусно кормят, в библиотеке просторный читальный зал, есть выход в Интернет, средства копирования, если факультетские лаборатории оснащены работоспособным оборудованием, а ПРЕПОДАВАТЕЛИ и студенты выполняют на нём заказные работы фирм и предприятий своей отрасли, если, наконец, в среде студентов принято избегать изысков общественно вызывающей моды, принародной демонстрации своих сексуальных побуждений, использования в общении друг с другом матерных или замусоренных выражений, уголовного жаргона.

Остерегайтесь мягких условий поступления, его гарантированности, основанной на денежных взносах в сопряжённые с ВУЗом структуры (подготовительное отделение, физ-мат. школа, лицей), или на его «развитие».

Всякие попустительства в освоении учебного плана и практики означают, что для вас готовят многолетний спектакль вашего образования, а не процесс Вашего обучения. Ректорат будет списывать на бесплодную работу преподавателей бюджетные или ваши собственные деньги, заранее зная, что с дипломом, который Вам выдадут, Вас на НАСТОЯЩУЮ работу по записанной в нём специальности не возьмёт никто и никогда. В коммерческом ВУЗе, кроме того, такое попустительство обещает много платных пересдач и отчисление с 3 или 4 курса по неуспеваемости, или выдачу такого же нигде не котирующегося диплома. ПОЙМИТЕ, что чем хуже начальная подготовка, тем ОБЪЕКТИВНО ДОРОЖЕ Ваше обучение. Вас, плохо подготовленных, как раз и берут только потому, что кому-то или не хватает денег, или хочется иметь их очень много.

Теперь поговорим о таком отвратительном явлении, как взятки и о том, как предназначенные для них деньги потратить с безусловной пользой для ребёнка (пусть простят меня выпускники за это родительское слово).

Взятка гарантирует … разрушение будущего

4. Попытаемся оценить разумный (если это слово уместно) размер взяток. Попробуем посмотреть на это глазами педагога-взяточника, которого в знак неуважения к нему обозначим символом «п/в». Для создания питательной среды взяточничества НУЖНО иметь среди учащихся определенный процент откровенных оболтусов. Для ВУЗа, поражённого недугом взяточничества, он составляет примерно 20%. При среднем объёме потока в 250 студентов, при таксе за сдачу экзамена в 25 баксов (из уголовных дел известны и гораздо большие суммы), при 2 ключевых экзаменах в году и для 3-х курсов, на которых ведёт занятия средний «п/в», величина его чистого годового дохода составляет: 250х0,2х25х2х3=7500 баксов. По данным СМИ, чиновники за посреднические услуги подконтрольному бизнесу берут в качестве взятки, способной привести к успеху, сумму в размере не менее 15-25% годового дохода «п/в», т. е., грубо, около 1500 баксов. Но «п/в» рассматривает взятку (в отличии от чиновника) всего лишь как задаток от будущего студента со статусом «задолженника-хроника».

5. Вы почувствовали, что ВЗЯТКА в подавляющем числе случаев ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ ДЕФЕКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? Дополним это предчувствие. Одни курсы дисциплин сменяют другие. Для слабых и туго соображающих процесс обучения превращается в нескончаемую цепь унижений, изощрённых мук, становится причиной формирования у них комплекса неполноценности. Прогрессивно атрофируются честолюбие и достоинство, укрепляется всеобъемлющий пофигизм, означающий раннюю социальную смерть, а она, в свою очередь, предвещает несвоевременную физическую кончину. Вы теперь поняли, что взятка — это ваш заказ на разрушение будущего?

6. Как избежать роковой ошибки в средствах достижения заветной цели — высшего образования? Обдумайте ещё раз вопрос: а достижима ли она в сложившихся условиях? Нет ли ей (ведь можно стать «образованцем»!) счастливой альтернативы? Нет?! Тогда продолжим расчеты. Платить нужно, раз ваша личная помощь в обучении ребёнка оказалась неэффективной. Рассмотрим логический ряд: оценка способностей ребёнка, упреждающее целенаправленное его развитие по профильным предметам, предэкзаменационный тренинг, сопровождение вступительной борьбы. Снова прикинем, о какой сумме идёт речь, т.е. цену успеха. Остановимся на 3-х профильных предметах, на 9 месяцах упреждения (равных последнему учебному году), на 8 часах в месяц дополнительной подготовки по каждому такому предмету у частного педагога, на стоимости 1 часа занятий в сумме 85 рублей (3 баксов), что примерно соответствует среднемесячной заработной плате в размере 12.000 рублей. Искомую величину найдём умножением: 3х9х8х3 = 648 баксов. ВНИМАНИЕ! Это повсеместно нормальная цена за весомую и качественную услугу. Ведь каждый педагог-предметник независимо оценивает способности вашего ребёнка, выявляет и устраняет зоны незнания, ложного понимания, приводит его знания в систему, развивает волевые качества, помогает ему освоить практику самоподготовки. С участием этих педагогов Вы можете откорректировать цель с учётом достигнутых результатов. Дополнительные затраты на образцы вступительных экзаменационных задач, централизованное тестирование, просмотр ВУЗовских сайтов в Интернете, недорогие удачные презенты общительным и знающим студентам старших курсов или сотрудникам ВУЗа за консультативную помощь при выборе факультета и кафедры, где будет обучаться ваш ребёнок, возможно, доведут эту сумму до 750 — 850 баксов. Но это ПОЛОВИНА размера взятки! И, законно (а точнее по нравственному произволу) отданная на благие цели, она станет действенной помощью и мудрой поддержкой ребёнку со стороны родителей. Благодаря нравственно выдержанному старту он обретёт в будущем привычку добиваться успеха путём личного вклада в добронравное обустройство окружающего мира, основанному на ЗНАНИИ и УМЕНИИ! Это ли не путь к счастью, творческому и физическому долголетию?! Вы именно этого желаете вашим детям?! Да?! Тогда вас заинтересуют советы о том, как найти ребёнку УЧИТЕЛЯ!

Дорасти до своего учителя

7. Преимущество УЧИТЕЛЯ перед подготовительными отделениями ВУЗов в нашем случае очевидно, так как отделения являются частью образовательного конвейера, доказавшего в отношении вашего ребёнка (в школе) свою неэффективность. Какую же главную задачу должен решить УЧИТЕЛЬ? Дополняя уже сказанное, перечислим: он должен выработать у ученика опыт решения типичных задач, показать, как, оперируя системой обобщённых понятий, законов и правил, строят модель явления или объекта, определяют для неё конкретные характеристики, устанавливают границы применимости полученных результатов, прогнозируют необходимость пересмотра модели. УЧИТЕЛЬ должен найти наиболее эффективный способ познавательного контакта с учеником, преподать ему своего рода уроки «вождения» всякого нового знания так, чтобы обучаемый ощутил его «массу», как, например, ощущает её ученик тракториста, впервые тронувший с места тяжёлую машину.

8. Вот верные приметы настоящего УЧИТЕЛЯ. Возраст не играет решающего значения, тем более, когда человек молод душой и не утратил интеллектуальной гибкости. Умное, живое лицо, опрятность и сдержанность. Профессионал, сочетающий теперь или в прошлом педагогическую деятельность с научной или производственной, культурен (чистая и образная речь), нравственен, проницателен, честен, щедр и бескорыстен. Работа с учениками составляет важную часть его жизни. Он знает уровень требований наиболее популярных ВУЗов, типичные ошибки абитуриентов и школьников, может точно определить их истоки и причины. Поприсутствуйте на собеседовании педагога с вашим ребёнком. Обратите внимание, как именно он будет высказывать критические замечания. Если безобразным будет назван способ решения, предложенный вашим ребёнком, которое ребёнок основывал не на законах и правилах, а на сомнительных ассоциациях, если будет провозглашена чистейшей бессмыслицей его аргументация, достойная пера макаки, но, однако, при этом сам ребёнок не получит прозвище осла, недоделанного или безмозглого идиота, значит, перед вами он — УЧИТЕЛЬ!

9. НИКОГДА не заставляйте УЧИТЕЛЯ называть цену его труду, ибо нравственность предполагает скромность, а щедрость позволит, при необходимости, преодолеть ваши финансовые затруднения. Сами предложите ему нормальную цену, о которой говорилось выше, постарайтесь учесть в ней степень «запущенности» знаний, характер ребёнка. Остерегайтесь коротких отношений между ребёнком и педагогом, фамильярности между ними, неумеренных симпатий! Цените педантичность, жёсткость, настойчивость и требовательность. Ни под каким видом не допускайте ребёнка к вашим финансовым расчётам с педагогом! Помните, кто платит деньги — тот заказывает музыку! Этой музыкой могут стать поблажки, фальсификация успехов, неявный сговор с целью ввести в заблуждение родителей. Не имеет значения, что это Вы, родители, заработали деньги и дали их ребёнку. Традиция людей такова, что они склонны возвеличить того, из чьих рук получают вознаграждение за свой труд. Перед тем, как приглашать педагога, убедитесь, что ребёнок готов к этому, дал СВОЁ согласие на совместную работу. Регулярно беседуйте с педагогом и отслеживайте отношение ребёнка к занятиям: стремится ли он избавиться от новой формы опеки и вызывающе пренебрегает заданиями, или, напротив, задумывается над тем, в чём именно ему полезен учитель, выносит ли на его суд свои проблемы и неудачи? В заключение хочется высказать предостережение обеспеченным людям. Одно ваше щедрое вознаграждение педагогу без обращения внимания на всё, о чём говорилось выше, будет серьёзным испытанием его нравственности и чести, ибо очень большие гонорары обращаются в тиски алчности, способные соединять несоединимое и примирять непримиримое. Помните! НОРМАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОЖНО ОКАЗАТЬ ТОЛЬКО ЗА НОРМАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ!

Советы давал выпускник МФТИ, кандидат физ.-мат. наук, член КПЕ
ГОРДЕНКО Руслан Сергеевич, г. Москва.

О публикации

Название: После последнего звонка
Автор:ГОРДЕНКО Руслан Сергеевич
Раздел:№19 (210) май 2005 г.
Опубликовано:30.05.2005
Изменено:
Постоянный адрес:http://www.kpe.ru/articles/1179/
Обращений:715 (0.51 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива