Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Шаманизм

Министр обороны С. Иванов развязал войну с шаманами

До сих пор не затихает скандал, вызванный высказыванием вице-премьера Правительства РФ, Министра обороны С. Иванова в отношении шаманов. 10 марта на заседании оргкомитета «Победа» С. Иванов произнёс фразу: «Иногда складывается парадоксальная ситуация, когда в газетах хорошая статья публикуется рядом с рекламой борделей, шаманов и прочих прохиндеев». Вполне естественно, что это вызвало шквал ответной реакции в первую очередь недоброжелателей С. Иванова и явно неумелых толкований фразы со стороны команды С. Иванова. Скандал выплеснулся даже на экраны телевидения.

А о газетах и говорить нечего. Так «МК» от 22.03.06 г. радостно воскликнула в статье «Шаманам дали в бубен», в которой сделала попытку разжечь скандал. «Новая Газета» поступила более деликатно (20.03.06 г.) В статье «Заговор против шаманов раскрыт?» после вступления Т. Лихановой газета опубликовала письмо Верховного шамана Тувы, выпускника восточного факультета Ленинградского гос.университета, доктора исторических наук, известного этнографа, поэта и писателя Могуша Кенин-Лопсана. Своё письмо он начинает с того, что напоминает, что волхвы, принесшие свои дары в вертеп, где только что родился И. Христос, были по своей сути шаманами. Дав краткое и ёмкое понимание истоков шаманизма, Могуша Кенин-Лопсан пишет: «Господин Иванов! Шаманы — лекари. Шаманы — музыканты. Шаманы — поэты. Шаманы — экстрасенсы. Шаманы — ясновидящие. Пора забыть о бранном значении этого слова». И ещё очень важное: «Шаманы — это скромный и демократичный народ».

Заканчивается письмо обращением к Иванову не уничтожать исток духовной культуры тувинского народа и не подвергать гонениям шаманов. Вот до чего дело дошло! Можете себе представить, какое обсуждение идёт среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока, где исповедуют шаманизм …

Но всё это затрагивает лишь эмоциональную сторону вопроса. Нас же интересует в первую очередь содержательная сторона.

Так получилось, что этот скандал по времени совпал с вынесением на наш сайт www.kpe.ru первых двух книг учебника «Сравнительное богословие», подготовленных Академией Управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития. Учебник с таким названием, которое соответствует рассматриваемым в нём вопросам, издан впервые в истории. Сейчас идёт работа по его завершению и корректировке, после чего он будет издан в печатном варианте.

Редакция решила опубликовать с небольшими сокращениями и пояснениями одну из глав этого учебника, которая называется «Шаманизм», с целью понимания читателями сути шаманизма с точки зрения КОБы. Мы считаем, что многие технологии, применяемые шаманами, вполне приемлемы и в наше время (особенно в лечении), при условии понимания их сути и при нравственном целеполагании.

ШАМАНИЗМ

Шаманизм — вера в силу духов

Когда речь идёт о древних религиозных системах, то традиционно специалистами-религиоведами шаманизм рассматривается последним. Наверное в этом есть своя логика, поскольку именно в культуре шаманизма появляется чёткое выделение одного или нескольких людей (шаманов), которым «делегировано» общение с духами. Во всех остальных первобытных культурах подобные «духовные» фигуры не получили такого ярко выраженного внутриплеменного статуса, как в шаманизме. В то же время, управление племенем (родом, общиной) издревле предполагало объединение усилий как в обыденной (бытовой), социальной сфере жизни, так и в духовной сфере. Это обязательно приводило к «делегированию» особо выдающимся членам общины функций «договариваться с духами» — также как кому-то «делегировали» быть вождём. В поздних первобытных обществах зачастую власть вождя передавалась по наследству от отца к сыну (либо по линии матери). Это было вызвано необходимостью полноценной передачи навыков управления по кровному родству. Ведь ребёнок от своих родителей более гарантированно получает в наследство весь набор родовых эгрегоров (о чём расскажем ниже), которые будут для него как минимум набором «паролей доступа» в управленческие эгрегоры, а в лучшем случае — сын вождя будет пользоваться информацией, наработанной его предками как «само собой разумеющимися» навыками, которым его и учить специально не надо. Община с этим соглашалась, не желая потери качества управления.

Шаманизм (на языке сибирских народов «саман» буйный) — религиозная система веры в сверхъестественную силу духов. Эта «сила» духовно выше и «сильнее» каждого отдельного шамана, но опирается она на способности шаманов и проявляет свою силу всем членам племени через них. Шаманизм основан на представлениях древних людей о существовании тесной связи между шаманом и духами, которая помогает бороться с враждебными силами, предсказывать будущее, предупреждать от неприятностей и болезней.

Скорее всего, шаманизм как древняя субкультура зародился почти одновременно с тотемизмом. Шаманизм мог развиваться в условиях фетишизма и, конечно же, анимизма, а магия как таковая — непосредственная составная часть любого шаманского обряда.

Тотемизм (на языке индейцев одного североамериканского племени буквально —«его род») — древняя религиозная система представлений о сверхъестественной связи отдельных людей и небольших социальных коллективов с конкретными животными и растениями. Термин тотемизм появился в научном обиходе в начале XVIII века и закрепился в научном обращении в конце XIX века.

Анимизм (от латинского душа) вера в самостоятельное, сверхъестественное существование души и духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, зачастую и приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Термин анимизм появился в конце XIX века. Вскоре термин анимизм так прочно вошёл в понятийный аппарат многих стран, что «анимистами» часто стали называть последователей множества древних религиозных верований и культов, которые так и не приняли ни одну их современных крупных мировых религий.

Фетишизм (от португальского feitijo — вещь для колдовства; некоторые этимологи пытаются возвести это слово к латинскому fatum — судьба) — поклонение вещественным предметам ближайшего окружения человека, приписывание им магических сил и наделение их сверхъестественными свойствами. Сам термин фетишизм появился в конце XVIII века.

Фетишизм проявился в создании идолов — предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов.

Магия в самом общем смысле — это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения материальных результатов. Магия возникла параллельно с тотемизмом, анимизмом и фетишизмом и является неотъемлемой частью систем этих верований. Мало того, древние люди всегда в определённой мере занимались магией поддерживая древние культы животных, птиц, растений, фетишей, перевоплощения душ и так далее — даже если они и не понимали, что занимаются магией. Магия в понимании древних предназначалась для того, чтобы с ее помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов, фетишей, вообще сверхъестественных сил. Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий.

Поэтому выделить шаманизм (хронологически и как отдельную культуру) из многих древних культур, рассмотренных нами выше, зачастую просто трудно. Судя по всему первым духом-покровителем шамана был его родовой тотем. Недаром у многих древних племён душу шамана олицетворяло животное, с которым она была слита в единое целое. В дальнейшем образ «матери-зверя» трансформировался в «духа-предка» самого шамана. Даже в наши дни у некоторых народов осталось такое слияние души шамана и животного.

Появление культуры шаманизма достаточно естественно в условиях раннего родоплеменного общества. В атмосфере высокой первобытной религиозности, зависимости древних людей от «милости духов» (как они считали, наблюдая закономерности изменения обстоятельств вокруг себя после общения с духами) люди естественно доверяли такое общение с духами тем, у кого это получается лучше. Поскольку люди от рождения по разным причинам имеют разную чувствительность к «духам», то ещё в глубокой древности стали выделяться те, кто этому подвержен лучше других.

В современности культуру шаманизма неразрывно связывают с обязательным употреблением шаманом галлюциногенных средств перед тем, как шаман начнёт выполнять обряд «общения с духами» (камлание), либо в процессе обряда. Однако, вопрос о том, в какой исторический момент шаманы (имеется в виду люди, которым в племени доверяли «общение с духами») стали употреблять галлюциногенные средства остаётся открытым. Скорее всего, на начальных стадиях зарождения субкультуры шаманизма в среде древних племён никаких психотропных (галлюциногенных) препаратов не применяли. Возможно даже, что применение галлюциногенов стало распространено на стадии перехода от древнего шаманизма к распространению культур «национально-государственных» религий с выделением особой касты жрецов. Не исключено, что применение галлюциногенных средств большинством шаманов племён позднего родоплеменного общества явилось одной из причин недееспособности шаманов перед более могущественной духовной силой, которая стала претендовать на иерархически высшее положение.

Поэтому мы не будем связывать культуру шаманизма лишь с началом употребления галлюциногенов особо одарёнными в духовном плане людьми древних племён, «делегированными» племенем для «общения с духами». Культура шаманизма интересна и вне контекста употребления шаманами галлюциногенов. Однако и роль галлюциногенов в этой культуре тоже нельзя не рассмотреть.

Основное отличие субкультуры шаманизма от других первобытных культур в том, что шаманы (в отличие от магов, колдунов, первобытных жрецов, знахарей) устраивали публичный «диалог с духами» в форме открытого для своего общества обряда-ритуала, в ходе которого шаманы входили в трансовое состояние на глазах у всех и лишь после этого выдавали важнейшую управленческую информацию. В то время как маги, колдуны, жрецы и знахари хоть и умели входить в той или иной мере в трансовые состояния, но они в большинстве случаев делали это не публично и не так ярко выражено, как это делали шаманы (вплоть до потери сил и сознания).

Для тех, кто в наше время хоть немного изучал восточные религии, не будет секретом, что для вхождения в трансовое состояние вовсе не обязательно угнетать свою психику галлюциногеном. В контексте учебника трансовое состояние это — состояние частичного отключения сознания и частичного увеличения возможностей прямого неосознаваемого доступа в своё подсознаниие, а через это и — в области коллективного бессознательного, к которому подключено в данный момент подсознание.

Рассмотрим на примере культуры шаманизма, что же могло происходить с шаманами в моменты подготовки и вхождения в транс, зачем это надо и какая велась для этого подготовка избранных. Ясно, что речь пойдёт о доступе человека к «духам»-эгрегорам, зачастую обозначавшимся у шаманов также как в тотемизме — именем какого-нибудь животного.

Эгрегор — соединение

(Данный раздел газеты не принадлежит учебнику «Сравнительное богословие». Он изложен редакцией газеты для понимания дальнейшей информации главы «Шаманизм»).

Каков смысл слова «эгрегор»? В словаре иностранных слов находим слово «агрегат» (фр. agregat) — 1. Механическое соединение нескольких частей в одно целое. 2. Соединение нескольких машин для работы в комплексе. А фр. «agregat» происходит от фр. «agreger» (соответствующее лат aggregare), что означает «соединение» (единение).

Во Вселенной все процессы носят колебательный характер. Звук — колебания, свет — колебания, магнитное поле — колебания, всяческие излучения — колебания. То есть всё в природе излучает общеприродные поля. Каждое такое поле имеет свои характеристики: частоту колебаний, амплитуду колебаний, характер колебаний («плавные», «резкие», «пилообразные» и др.) и т. д.

Поле излучают растения, насекомые, рыбы, животные. Всю совокупность полей биосферно-органического происхождения принято называть биополем.

Живой человек тоже излучает определённые колебания, которые образуют соответствующее поле колебаний — биополе человека. И как определённые колебания человек воспринимает своими органами чувств (звуки — ушами, свет, цвет — глазами), так и через своё биополе человек воспринимает соответствующие колебания («третий глаз»).

Биополе человека

В 30-х годах XX века советские учёные супруги Семён и Валентина Кирлиан экспериментировали с электромагнитным полем и впервые в мире зафиксировали свечение органических и неорганических объектов. Особенно интересным тогда явилось то, что источником странного (в то время) свечения был и человек. Учёные смогли сфотографировать загадочное явление. Сравнивая снимки, они заметили, что в зависимости от психического и физического состояния человека характер свечения изменяется. Обнаруженный эффект был назван «эффектом Кирлиан». Однако развития и практического применения тогда не получил.

В 1978 году под эгидой Академии Наук СССР начались исследования «эффекта Кирлиан». Оказалось, что вокруг каждого человека существует слабое электромагнитное поле. Находящиеся в воздухе электроны, попадая в это поле, начинают ускоряться и ионизируют молекулы воздуха. Те, в свою очередь, начинают испускать фотоны, в основном в голубой и фиолетовой частях спектра. В результате каждый человек окружён присущей только ему невидимой для абсолютного большинства людей световой оболочкой — своим биополем. Однако есть люди, обладающие способностью видеть биополе человека. Мы не будем сейчас подробно, во всех тонкостях рассматривать все эти процессы. У нас пока другая цель. Сейчас нам важно, чтобы читатель знал, что современная официальная наука уже признаёт существование у каждого человека своего биополя, хотя не до конца понимает, что это такое. Сейчас ведутся соответствующие исследования. А ранее официальная материалистическая наука, в том числе и медицинская, никогда этим не занималась, поскольку не признавала существование у человека биополя.

Итак, в наше время достоверно установлено, что каждый человек излучает определённое биополе, присущее только одному ему. Такое биополе это совокупность колебаний, имеющих вполне определённые характеристики (частоты, амплитуды, вид и т. д.) Эти характеристики будут в первую очередь определяться той информацией, которую «несут» эти колебания, и той мерой, которой эта информация размерена.

С позиции триединства это выглядит так. Человек излучает энергию. («Чувствуете, какая энергия исходит от этого человека?!» такую фразу можно частенько услышать на собраниях, выступлениях и т. п. мероприятиях от некоторых эзотерически настроенных людей, когда выступает какой-либо «авторитет»).

Но «энергия» это всего лишь переходная форма существования материи. («Он столько энергии потерял за время своего выступления на митинге!», — такое тоже, наверное, слышали).

В рассматриваемом нами случае этот «переход» материи из одного состояния (телесное состояние человека) в другое состояние (полевое) осуществляется путём излучения колебаний. А мы уже знаем, что любые колебания несут (содержат) в себе вполне определённую информацию, которая в свою очередь обязательно оказывается разМЕРенной, то есть наделённой определённой мерой. (Информации, не наделённой никакой мерой, не может быть в принципе).

Таким образом, человек не заканчивается своей телесной оболочкой. «Продолжением» человека в окружающем мире является его биополе. И хотя колебательные процессы в этом биополе не такие «сильные» и мощные, как, например, у какой-нибудь передающей радиостанции или телевизионного канала, но эти колебания существуют. Они есть! И распространяться эти колебания могут далеко — далеко (подобно сигналу радиостанции). Конечно, чем дальше от человека — источника колебаний, тем эти колебания становятся слабее, они «затухают». Но, взаимодействуя с другими колебаниями, которые существуют во Вселенной, они могут «накладываться» на них («оседлать» их) и за счёт этого передаваться на огромные расстояния. В пределе это означает, что колебания, излучаемые человеком, присутствуют (существуют) во всех уголках необъятной Вселенной.

Более того, когда тело человека умирает, то излучённые им ранее колебания продолжают существовать и распространяться. Это как свет погасшей звезды: звезда во Вселенной уже давно погасла, её нет, а свет от неё продолжает идти на протяжении миллионов лет.

И то, что, находясь на большом расстоянии от выступающего на митинге «авторитета» с «большой энергией», кто-то уже испугается, не посмеет сказать: «Чувствуете, какая энергия исходит от этого человека!», однако это совсем не означает, что колебания, исходящие от этого человека (биополе), не доходят на большие расстояния. Доходят! Просто требуется очень чувствительный «приёмник», чтобы уловить эти очень слабые колебания.

Как только человеком признаётся факт существования биополя, да к тому же есть понимание триединства, то тогда многие известные из истории «загадочные» и «чудесные» явления становятся такому человеку понятными.

А теперь вспомним явление резонанса, которое мы все «проходили» в школе. Вспомним, что происходит, когда частоты совпадают? Наступает резонанс, когда одна частота усиливает другую и наоборот. Так вот, если какие-то колебания биополя одного человека (из всей совокупности колебаний, излучаемых человеком) совпадают по характеристикам с такими же колебаниями биополя другого человека, третьего человека, четвёртого и т. д., то все эти колебания входят в состояние резонанса, образуя при этом некое «общее биополе», состоящее из всего множества очень схожих между собой колебаний.

То есть биополевые излучения многих людей, содержащие одну и ту же одинаково разМЕРенную информацию, порождают энергоинформационную систему на полевом носителе. Такая энергоинформационная система и называется эгрегор.

Условная схема эгрегораРезонанс биополей

Посмотрите на рисунки. На одном изображено множество людей и условное распространение их биополей, которые входят в резонанс. А на другом изображена условная схема эгрегора. Она удобна тем, что позволяет объяснить процессы, происходящие в эгрегорах, и их связь с людьми. Многие читатели, наверное, слышали фразы: «У него открылся канал!», «Произошла её подключка», «Она его подключила!» и т. п. На рисунке этот «канал» хорошо виден. И хотя на самом деле, все люди, изображённые на рисунке, находятся «внутри дирижабля — эгрегора», однако для простоты изложения и объяснения процессов, происходящих как между людьми и эгрегором, так и между людьми через эгрегор, в дальнейшем мы будем пользоваться именно такой условной системой.

Шаманы-мужчины и шаманы-женщины

Шаманские «обязанности» в равной степени выполнялись мужчинами и женщинами, иногда встречалось такое явление, как травестизм, когда мужчины-шаманы одевали себя как женщины, ибо на то была «соответствующая воля духов». Последнее можно объяснить вполне насущной надобностью (а не сексуальными извращениями, как это имеет место сейчас на эстраде, когда мужчины переодеваются в женщин): шаман обязан был входить в как можно более обширный доступ к информации эгрегора (эгрегоров), с которыми он имел дело в трансовом состоянии, но добрая половина информации этого эгрегора образована мыследеятельностью женщин того племени, к которому принадлежал шаман. Что делать? Ведь мужчина не может обладать женской логикой. — Нужно максимально психологически приблизиться к женской логике — войти в роль женщины. И это, скорее всего, полнее удавалось шаману, когда он одевал женские платья. Ведь таким образом он в глазах своих соплеменников выглядел женщиной и смотрящие своими мыслями помогали шаману войти в женскую логику: смотрящие в момент такого камлания видели не мужчину, а женщину, а мыследеятельность смотрящих восходит к тому же эгрегору, в который входил шаман. Если же в среде наблюдающих камлание были женщины, то своей психикой они безусловно замыкали цепочку мыслей: «образ шамана-женщины» — «запрос в эгрегор по определенному спектру вопросов от шамана» — «совокупный неосознаваемый женский ответ на него как психологическая реакция на ожидаемый ответ в эгрегоре» — «ощущение этого ответа шаманом» — «кодировка ответа шаманом в известной лишь ему системе кодировок» — «откровение от духов для всех».

Таким образом, шаман-мужчина получал доступ и к информации, которая являлась специфично женской, но была крайне важна для безопасности племени. Ведь женщина особенно в раннем возрасте обладает более высокой интуицией, чем мужчина. И интуитивное превосходство женщин над мужчинами в древних обществах зачастую сохранялось всю непродолжительную жизнь древних людей. У мужчин же в юношестве в отличие от женщин первым развивается интеллект. То есть, мужчина пытается сначала понять, а затем уже интуитивно чувствует. Женщина интуитивно многое ощущает, но мало понимает. Осознание полученной в результате женской интуиции совокупной племенной информации входило в обязанности шамана, который на базе её бессознательного перебора в своей психике и частичного «анализа» в известной лишь ему (и немногим членам племени) символике — выдавал готовое решение либо предупреждение.
 

«Шаманка» — шаманская болезнь

Изначально древние люди считали, что именно духи устанавливают связь с будущим шаманом. Наглядным примером этому может служить известная «шаманская болезнь», как бы «поражавшая» возможного будущего шамана обычно в детском или юношеском возрасте. Симптомы этой болезни могли быть самыми разнообразными, но как правило заболевший человек выглядел в глазах окружения как умалишённый — сильно отличающийся от других. Он совершал непонятные поступки, мог часами сидеть в оцепенении, убегал из дому и по нескольку дней скитался по лесу. Заболевший подолгу не вставал с постели, ощущал всем телом страшные боли, во сне бредил и разговаривал сам с собой.

Считалось, что больного шаманкой (шаманской болезнью) посещали духи и предлагали стать их избранником. Натолкнувшись на отказ, духи принимались принуждать кандидата в шаманы, угрожали ему, а потом откровенно преследовали и «применяли методы физического воздействия». После того, как кандидат соглашался стать шаманом, начинался длительный и болезненный процесс его «переработки», «закалки», формирования у него сверхъестественных качеств. Духи как бы «меняли кости и внутренние органы человека, переливали ему кровь» и «бесцеремонно» вторгались в его психику.

Этому тоже можно найти вполне разумное объяснение, если помнить о возможностях эгрегора, которые многократно превосходят возможности психики одного человека. Скорее всего, на определённой стадии развития первобытного кровнородового общества, когда количество жизненно важной информации в эгрегорах родов и племён стало настолько большим, что её обработка и осмысление (а также и согласование этой информации с информацией, получаемой племенем с более высоких уровней духовной иерархии, чем родоплеменные эгрегоры) стали затруднительными без вхождения в глубокие трансовые состояния — появилась необходимость в культуре шаманизма. При этом сама культура шаманизма является следствием:

Во-первых, воздействия на психику людей племени всего массива накопленной в родоплеменных эгрегорах информации управленческого характера, от которой зависела безопасность кровнородовой общины. Одновременно с этим воздействием существовал низкий уровень понимания этой информации. Всё это в совокупности не позволяло всем членам племени и каждому в отдельности моделировать будущее и своевременно предвидеть опасности с помощью самостоятельного интеллектуального анализа имеющейся информации.

Во-вторых, невозможностью абсолютного большинства людей одновременно охватить всю необходимую эгрегориальную информацию вследствие накопления больших её объёмов и крайней несогласованности в «расшифровке» этой информации. То есть, даже при наличии такой информации, её невозможно было бы правильно обобщить из-за:

Выход оставался один: поручить всё вышесказанное кому-то одному, возложив на него такую обязанность, как дело всей его жизни.

Было ли чёткое понимание важности такого поручения, либо всё происходило «на автомате» — особого значения не имеет. Но в определённый момент развития, перейдя к культуре шаманизма, и испробовав эту культуру на нескольких поколениях, древние, скорее всего убедились, что шаман лучше коллектива «знает» от духов, что надо делать, а от чего надо воздержаться. После чего усилия общины стали направляться на поддержку шамана, как человека, которого «духи взяли к себе» в помощники.
 

Демократический шаманизм

Как только древний общинный коллектив это себе усвоил, такого рода коллективное решение стало достоянием общего духовного наследия (родоплеменного эгрегора, либо эгрегоров). При этом в эгрегоре была активизирована особая программа «поиска наилучшего шамана» из всех членов общины. Ведь не могли же древние захотеть в шаманы кого попало: им нужен был наилучший для этого дела, от него зависело их будущее. Мыследеятельность подавляющего большинства членов общины нацелена на обеспечение безопасности и безбедности жизни рода-племени. В то же время, кому как не окружению будущего шамана, в среде которого он родился и вырос, лучше знать психофизиологические качества своего избранника. Мыследеятельность людей окружения будущего шамана, являясь неотъемлемой частью эгрегора (эгрегоров) рода-племени, активизирует и конкретизирует эгрегориальную программу выбора будущего шамана. А мощь и возможности эгрегора воздействуют на психику избранника — подобно «посещению его духами». Вторжение эгрегора в ещё слабую психику инициируемого необычным для неё образом вполне могло вызывать в психике (и во всём теле: физиологией управляет психика) болевые и даже шоковые ассоциации типа «ломки костей» либо «замены крови».

Однако вторжение эгрегора в психику, наиболее пригодную для будущего выполнения роли шамана, являлось ничем иным как достаточно быстрым способом перестройки алгоритмики психики инициируемого эгрегором под наиболее тесный контакт с эгрегором в будущем — вплоть до создания единой системы «психика шамана — эгрегориальная алгоритмика». То есть, шаман становился в определённой мере невольником эгрегора, а его психика — частью эгрегориальной программы. И здесь для коллектива важно было не ошибиться в выборе:

Таким образом инициация-выбор будущего шамана изначально — дело коллективное, общинное, можно сказать демократическое. В этом деле невозможно было морочить голову «чёрным и белым пиаром», как повсеместно принято в наше время при выборных процедурах. Исполнительным механизмом «выборов» шамана выступал эгрегор племени. Шаман выбирался хоть и не голосованием, но с помощью гораздо более надёжных процедур, в ходе которых невозможно врать. Шаман выбирался не на базе словесных деклараций, а на основе истинной (а не показной) мыследеятельности подавляющего большинства людей древнего коллектива. Конечно, шарлатанство с целью возвышения над другими могло иметь место и в те времена, но оно неизбежно влекло за собой падение качества управления, что не могло пройти мимо внимания общины. Такой горе-шаман скорее всего изгонялся для замены другим.

У древних считалось, что когда шаманская болезнь проходила, перенёсший её человек превращался в «избранника духов», превосходящих своими возможностями всех смертных. Так при достаточно низком уровне понимания и неразвитой культуре мышления древние «дикари» точно ощущали и наблюдали возможности эгрегоров, сопоставляя их с возможностями отдельных людей.

На достаточно поздних стадиях развития шаманизма люди начали допускать, что сам шаман может отчасти выбирать себе помощников и покровителей среди духов. Это можно объяснить высоким авторитетом шаманов, устойчивостью шаманской культуры и тем, что не только община и эгрегор принимали участие в инициации.

Тяжела ты, шаманская шапка

Профессиональная подготовка

В подавляющем большинстве случаев шаманская болезнь сопровождалась «профессиональным» обучением кандидата у старого, опытного шамана. Благодаря такому обучению инициируемый ученик одновременно с эгрегориальной перестройкой его психики (что характерно для шаманской болезни) проходил следующие важные этапы своего становления как шамана:

  1. Эгрегориальная перестройка психики под «нужды» шаманской «профессии» являлась достаточно опасной психологической нагрузкой, которую могли выдержать далеко не все члены общины. Зная это по своей практике, старый опытный шаман выступал в роли учителя, сопровождавшего всю инициацию ученика, отслеживая и направляя эгрегориальную перестройку психики последнего (по известным старому шаману критериям) в соответствии с «нуждами» «профессии» шамана.
  2. Одновременно с этим учитель-шаман давал ученику необходимые дополнительные знания об областях, в которых инициируемый должен был обязательно разбираться к моменту завершения инициации. То есть, имело место обучение «наукам», без которых будущий шаман не смог бы обходиться в своей практике. Эту стадию психологического и интеллектуального становления будущего шамана можно назвать посвящением в знания, выходящие за область знаний внутриплеменного характера с целью максимального расширения кругозора инициируемого. Длительность ученичества колебалась у разных племён от нескольких дней до нескольких месяцев и лет. Будущий шаман узнавал об устройстве Вселенной, именах, привычках и предпочтениях обитателей «верхнего» (небесного) или «нижнего» (подземного) мира, с которыми ему предстояло «тесное общение». (Шаманская Вселенная в самом распространённом варианте состояла из трёх частей: Верхнего Мира (Неба), Среднего Мира (Земли), где живут люди, и Нижнего Мира.) Инициируемый осваивал «средства передвижения по потусторонним мирам», изучал «приёмы влияния на духов», укреплял волю и мужество, закалял своё тело, учился контролировать сознание.

Если «средства передвижения по потусторонним мирам» понимать, как умение выходить из одних эгрегоров и входить в другие, а «приёмы влияния на духов» как навыки управления эгрегориальной алгоритмикой, то всё это — достаточно полезные навыки владения собой, навыки управления коллективным бессознательным и своей психикой. Но мало где в литературе про инициации шаманов можно найти описание того, что будущий шаман учился применять психотропные средства.

Указания Свыше

Таким образом, выбор кандидатуры будущего шамана обеспечивался следующими средствами:

Коллективным выбором, который осуществлялся в обход сознания большинства людей первобытного коллектива в соответствии с чёткой работой эгрегориальной алгоритмики родоплеменного эгрегора (эгрегоров), практически безошибочно определяющей по психофизиологическим качествам наилучшую из всех возможных кандидатуру будущего шамана.

Выбором старейших шаманов (шамана), которые поддерживали эгрегориально «помеченную» «шаманкой» кандидатуру инициируемого.

Конечно, старейшие шаманы могли примечать и сопровождать будущего инициируемого ещё до начала шаманской болезни, предлагая, таким образом, племени свою кандидатуру. К тому же, имея определённый доступ к управлению эгрегором (эгрегорами), которые являются главными средствами возбуждения шаманской болезни у инициируемого, старейшие шаманы в определённой мере могли направить эгрегориальную алгоритмику (для начала инициации) на определённую личность. Мера возможностей старейших шаманов в этом отношении могла определяться соответствием эгрегориальной направленности и воли шаманов а также степенью владения старейшими шаманами управлением эгрегором. Однако всё же наилучший результат (в смысле полноценности будущего шамана) мог получиться лишь при естественной поддержке эгрегором (эгрегорами) кандидатуры будущего шамана (что обеспечивало наибольшую правильность выбора) при минимальном вмешательстве старейших на стадии начала инициации.

В общем-то, судя по описаниям начала заболевания «шаманкой» будущих шаманов, их инициация начиналась достаточно естественно. А уж после этого вмешивались старшие шаманы-учителя. Конечно, при этом нельзя не допускать «подтасовок» в шаманской среде особенно на стадии позднего первобытного шаманизма с целью узурпации духовной, а вслед за ней и внутрисоциальной власти. Однако, всякая противоестественность в этом отношении (протаскивание «своих» во власть) должна была оборачиваться для общины падением качества управления. Одновременно с этим должно было упасть доверие коллектива к таким «блатным» шаманам с последующей возможной новой инициацией.

Главное — уметь управлять

Остаётся ещё несколько важнейших вопросов, касающихся древней культуры шаманизма:

В принципе на первые два вопроса мы уже дали ответ выше, когда рассматривали интеллектуальные возможности древних людей. Мы пришли к выводу, что культура шаманизма была естественным образом определена всем ходом развития древнего общества как определённый наиважнейший этап перед переходом к раннеклассовому строю. Основными причинами обоснованности и оптимальности шаманизма мы назвали: слабо развитую систему кодирования информации; слабо развитые интеллектуальные способности древнего человека; несовершенную для всестороннего анализа и моделирования ситуации культуру мышления.

На последний вопрос часть ответа тоже уже имеется. На стадии инициации молодой шаман учился у старого следующему: он осваивал «средства передвижения по потусторонним мирам», изучал «приёмы влияния на духов», укреплял волю и мужество, закалял своё тело, учился контролировать сознание. Что в принципе и является необходимыми элементами эгрегориального «менеджмента», которым молодой учился у старого.

Следовательно, при передаче «эстафеты» от старого шамана к молодому, первый уделял особое внимание тому, чтобы инициируемый не оказался лишь невольником того (тех) эгрегора (эгрегоров), который явился причиной его шаманской болезни. Старый шаман отдавал все имеющиеся у него навыки эгрегориального управления молодому — в той примитивной, но действенной системе кодирования управленческой информации, которая была принята в шаманском мире.

Не могут знать все люди: Скажи, шаман, что было и что будет…

По описаниям многочисленных источников можно обобщить, что шаманская Вселенная в самом распространённом варианте состояла из трёх частей: Верхнего Мира (Неба), Среднего Мира (Земли), где живут люди, и Нижнего Мира. Все три части Вселенной соединяла воедино Мировая Ось — чаще всего символизировалась Мировым деревом, Горой, столбами. В Верхнем и Нижнем Мирах шаман встречался с духами, договаривался с ними о помощи в том или ином деле, узнавал от своих сверхъестественных помощников или покровителей то, о чём не мог узнать обычным путём (к примеру, о судьбе исчезнувшего человека). Действия шамана во время камлания были ничем иным, как понятным для присутствующих рассказом обо всех перипетиях его необычного путешествия. Поэтому шаман должен был не хуже профессионального актёра владеть искусством звукоподражания, уметь изображать добрых и злых духов и людей, с которыми встречался в другом мире.

Уникальная особенность культуры шаманизма заключалась в том, что шаман оказывался в бОльшей мере невольником эгрегора (эгрегоров) — духов — нежели мог свободно управлять алгоритмикой этого (этих) эгрегоров (влиять на духов в направлении выбранном шаманом). В этом отношении психика шамана становилась после инициации и посвящения неотъемлемой частью эгрегора (эгрегориальной алгоритмики) со сверхъестественной возможностью (по отношению к возможностям обычных людей) во время транса считывать часть эгрегориальной информации:

Выдавая в общество тот или иной прогноз, шаман управленчески воздействовал на это общество, заставляя всех задуматься о своей безопасности в будущем. А если к прогнозу ещё давалась и оценка, то это уже прямое управление будущим. После чего принималось решение о пересмотре некоторых намерений, оказавшихся опасными.

В то же время, выдавая прогноз с оценкой прямо с эгрегора в понятной всем форме в ходе камлания шаман, даже находясь в трансе и не понимая что говорит, влиял на алгоритмику эгрегора (на духов), поскольку община получала важнейшую управленческую информацию типа «туда пойдёшь — коня потеряешь»; «туда пойдёшь — людей потеряешь»; «а туда пойдёшь — будешь в безопасности».

В этом отношении в культуре древнего шаманизма были гармонично объединены и распределены функции всех людей, в том числе и шаманов. Бессознательное трансовое состояние шамана (если конечно он не притворялся искусно) обеспечивало максимальную объективность информации с эгрегора: ведь шаман просто транслировал поток информации в доступных всем символах.

Обратную связь — как реакцию на поступившую информацию — отрабатывали уже общиной. Даже если шаман и предлагал своё решение, всё равно информация, полученная от бессознательного шамана, становилась достоянием всех и, преломлённая через коллективное бессознательное (каждый пытался как-то на неё отреагировать мысленно), отправлялась обратно в эгрегор. Конечно степень авторитетности мнения шамана после его выхода из камлания (либо в процессе камлания) много значила, но ведь и сам шаман выбирался коллективом, чем ему оказывалось особое доверие.

В общем можно сказать, что культура древнего шаманизма обеспечивала максимум «демократичности», что надёжно поддерживало общинный строй, позволяло управлять и заглядывать в будущее и оправдывало выдвижение особых людей на роль шаманов.

Культура шаманизма интересна не только своей «демократичностью». Культура шаманизма является своеобразным «ключом» к пониманию того, что происходило с обществом в дальнейшем при трансформации культуры шаманизма в ведически-знахарскую культуру многоликого рабовладения — при переходе от кровно-родовой общины к раннеклассовому обществу.

Течение шаманской болезни как правило полностью совпадало с циклом инициации, этапы которой получили название: страдание, смерть и последующее воскресение. Только культура шаманизма наглядно и подробно демонстрирует нам весь важнейший механизм инициации будущего шамана, заключающийся в последовательности «страдание, смерть и последующее воскресение». Мало того, эта культура сохранилась у некоторых народов до сих пор и в определённой мере можно посмотреть, что происходит с инициируемым и в наше время. Но мы уже и так знаем из вышеизложенного анализа шаманизма: инициируемый (будущий шаман) в процессе шаманской болезни становится в бОльшей мере невольником того эгрегора, через который проходит инициация его психики. После чего бОльшая часть психики шамана управляется тем эгрегором, который его инициировал. В этом «ключ» к пониманию всех субкультур разноликой ведически-знахарской культуры, которая исторически сменила древний шаманизм.

Древний шаманизм — последняя крупнейшая субкультура, которую можно отнести к ранним первобытным религиозным системам под общим названием культура общинной магии. Главное отличие культуры общинной магии от следующей за ней ведически-знахарской культуры в том, что в культуре общинной магии поддерживались такие духовно-магические отношения, что всем членам общины обеспечивался равный потенциал доступа к управлению и к процессу принятия важнейших решений.

«Духовенство» перехватило управление у шаманов

С появлением духовенства и упразднением (либо опусканием) роли племенных шаманов возможности принятия решений и управления эгрегорами перешли к духовным верхушкам государств и цивилизаций, к знахарям регионального и глобального уровня ответственности.

На поздних этапах субкультуры шаманизма скорее всего (хотя не везде и не всегда) происходила постепенная деградация шаманизма в первобытном обществе. Стали употребляться галлюциногенные и психотропные препараты (грибы, кактусы, табак и даже алкоголь), применялся барабанный бой и звон бубнов (воздействие на психику чем-то аналогично галлюциногенам: при барабаном бое в организме вырабатываются те же вещества, что и при приёме галлюциногенов, но в меньшей мере). Такого рода искусственные (дополнительные вещества) средства для быстрейшего вхождения в транс конечно же имели побочный эффект. Применяющие их шаманы искажали галлюциногенами естественный фон биополей человека, что непозволительно для сохранения чистоты восприятия эгрегориальной информации. Тем самым закладывали неминуемую ошибку, которая появлялась при считывании информации из эгрегоров.

С другой стороны, шаманы, наглотавшиеся галлюциногенов, выпадали в иллюзорный мир (мир иллюзий возбуждённой психики от психотропов) своих собственных наваждений, зачастую не в силах отличить эгрегориальную информацию от собственных иллюзий. И всё это вместе (свои иллюзии и важную эгрегориальную информацию) выдавали в процессе камлания в коллектив. Конечно же при этом могла быть недопустимая ошибка как в оценке информации, так и в её содержании. Дело в том, что современной наукой доказано, что применение галлюциногенов действует двояко:

Таким образом, деградация шаманизма началась с момента принятия нормой для шамана употребления разного рода психотропных веществ и галлюциногенов. В это же время, скорее всего, начался перехват духовной власти у шаманов теми, кто взял на себя роль региональных концентраторов власти и мировых глобализаторов. Возможно даже, что идею употребления шаманами психотропных веществ подбросили в родоплеменные общества «извне». Но это новшество скорее всего легло на уже подготовленную почву: войти в транс с меньшими усилиями легче, если наглотаться галлюциногенов.

К тому же такие шаманские извращения как курение табака и даже употребление алкоголя вслед за шаманами стали распространяться на всю общину. Так «подсели» на табак индейцы доколумбовой Америки; так споили индейцев Америки после её открытия Колумбом.

Шаманы — служители обществу

Если вынести за скобки эти издержки позднего шаманизма, то можно сформулировать отличие шаманов от духовенства. Древние шаманы в отличие от сменившего их духовенства опирались не на «священный» авторитет своей должности, а исключительно на личные качества. Путь шамана требовал особого мужества и особых знаний, чрезвычайно нервного напряжения, а иногда был связан с риском для жизни. Шаман не играл в «избранника духов», не пользовался этим положением в личных целях. Мало того, что он находился под постоянным и бдительным взором членов своего кровного коллектива, что он принадлежал этому коллективу в миру как все, но он и духовно принадлежал этому коллективу, причём более, чем любой рядовой его член, поскольку был накрепко связан (как никто другой) с родоплеменными духами (родоплеменными эгрегорами). Древний шаман жил со своей избранностью как с общественной (а не клановой) необходимостью.

В то же время шаманизм считается ранним зародышем духовенства. Внешнее сходство с духовенством в следующем:

И всё же шаманы это не служители культа. Шаманы это — служители обществу! Шаманы не составляли социальной группы служителей культа с чётким статусом. Они не назначались с вершины людской иерархии, а выбирались особым образом благодаря личным качествам способности служить интересам общины, а не верхушке иерархии.

О публикации

Название: Шаманизм
Раздел:№12 (247) апрель 2006 г.
Опубликовано:03.04.2006
Изменено:
Постоянный адрес:http://www.kpe.ru/articles/1486/
Обращений:2205 (2.00 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива