Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

О лампочке Ильича

Он мне говорит: «Пойдём направо, в Большой (театр)»
А я ему отвечаю: «Я хочу налево, в Малый…»
(из к/ф. «Бумбараш»)

Мне в деревне Сидоровка предлагают:
«Получай электричество в свою избу с Братской ГЭС»
А я отвечаю: «А я хочу с Саяно-Шушенской»
(из будущего к/ф. «Чуббараш»)

Газета «Газета», 02.11.06 г.

Точка невозврата

Реформу электроэнергетики не остановить

Вчера министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, открывая заседание расширенной до размеров «Московского энергодиалога» коллегии, заявил, что «точка невозврата в реформе электроэнергетики пройдена». «Начался новый этап повседневной жизни», — сказал Христенко. С 1 сентября этого года вступили в силу новые правила функционирования рынка электроэнергии.

Согласно им, часть электроэнергии на оптовом рынке продается по свободным ценам. Как отметил заместитель Христенко Андрей Дементьев, за сентябрь-октябрь доля либерализованного сегмента рынка составила 15 %. Это выше запланированной ранее доли в 10 %. Ранее действовавший регулируемый сектор оптового рынка преобразован в систему двусторонних договоров между потребителем и производителем, до конца года договоры будут носить краткосрочный характер, что позволит участникам рынка освоить новые правила, а с начала следующего года контракты будут заключаться на срок от года и более.

Дальнейшая либерализация «электрических» цен в отрасли будет происходить постепенно, уверяют энергетики, и доля «нерегулируемой электроэнергетики» будет определяться каждый год. В частности, в следующем году, как считают некоторые эксперты, возможно увеличение этой доли до 30 %.

По замыслу Минпромэнерго, главные задачи введения новых рыночных отношений как на оптовом, так и на розничном рынках (выделено редакцией сайта) это создание полноценной конкурентной среды в электроэнергетической отрасли, повышение эффективности производства электроэнергии, привлечение инвестиций для развития отрасли. Однако либерализация части рынка привела к повышению цен на электричество (выделено редакцией сайта). Как отметил Дементьев, в европейской части России свободная цена была выше тарифа в среднем в полтора раза, зато в Сибири — ниже тарифа, но сейчас уже приблизилась к нему. Таким образом, практически все категории потребителей, кроме населения, должны были оплачивать часть электроэнергии не по тарифу, а по свободной цене, его превышающей. В то же время фиксирование стоимости киловатт-часа исходя из рыночных принципов позволит инвесторам четче понимать, когда окупятся их вложения в генерацию. Это также позволит выявить «проблемные зоны» и изменить сетевую структуру или объемы генерирующих мощностей там, где цена киловатта окажется слишком высокой.

Естественно, что часть представителей крупного бизнеса старается сократить расходы, связанные с выходом на нерегулируемый рынок. Среди них нефтяные компании ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР, а также СУАЛ, «Транснефтьсервис С» и «Русэнергосбыт». Как отметил Андрей Дементьев, «эти компании необоснованно отказываются оплачивать электроэнергию по нерегулируемым тарифам».

Также не выполняют свои обязательства местные власти. «Работа региональных органов власти по реализации правил розничных рынков не вполне удовлетворительна», — сказал замглавы Минпромэнерго. Регионы, в частности, не определились с механизмами контроля за деятельностью гарантирующих поставщиков, а больше половины даже не представили кандидатов на роль таковых. Кроме того, на плечи местных властей возложены и задачи «ликвидации безграмотности» потребителей электроэнергии. «Одной из задач местных органов власти является разъяснение потребителям новых правил работы рынка электроэнергии», — добавил Дементьев.

Вчера глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил также о необходимости синхронизации работы на газовом и электроэнергетическом рынках. Его заместитель Андрей Дементьев добавил, что считает целесообразным снижение доли газа в производстве электричества. Сделать это планируется за счет увеличения доли угля, гидро- и атомной энергетики. Однако в ряде регионов газ останется основным топливом. Например, в Москве, где дефицит энергии сейчас один из самых ощутимых, строительство угольных станций просто невозможно не только по соображениям экологии, но и просто из-за недостатка площадей, необходимых для углехранилищ и золоотвалов.

Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс высказался за пересмотр базовых ценовых параметров в ТЭК. По его словам, абсурдной является ситуация, когда электростанции при дефиците газа, стоимость которого заложена в основу их тарифов, вынуждены покупать гораздо более дорогой мазут.

В пятницу должно состояться «энергетическое» совещание у президента Владимира Путина, на котором, вероятно, будет принято решение об увеличении темпов роста газовых тарифов. В этом случае мазут уже не понадобится.

ЕВГЕНИЙ БЕЛЯКОВ
«Газета», 03.11.06 г.

Энергогарант

Тормозящих реформу будут принудительно реорганизовывать

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) включается в реформирование РАО «ЕЭС России». Вчера заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин заявил, что в ближайшее время ФАС начнет проверки уклоняющихся от реформы энергокомпаний. По постановлению правительства от 27 октября служба получила дополнительные полномочия по принудительной реорганизации таких отказников.

Напомним, в рамках реформы естественной монополии планируется разделить априори стратегические (передача электроэнергии и диспетчерское управление ею) и потенциально конкурентные (производство и купля-продажа электроэнергии) сферы в электроэнергетике.

По плану реформы хозяйствующие субъекты должны были провести разделение еще до 1 апреля 2006 года. Однако, по данным за 9 месяцев этого года, только 67 % из них осуществили реорганизацию. Еще 17 % в настоящий момент ее проводят, а 16 % так или иначе уклоняются от этого процесса.

Причины непослушания разные. Одна из них, по мнению Голомолзина, заключается в том, что совсем недавно, лишь с 1 сентября, были определены новые правила функционирования рынка электроэнергии. Кроме того, в некоторых случаях до сих пор не приняты соответствующие решения местных властей. Как пояснили в РАО «ЕЭС», речь идет не о подразделениях монополии, а о так называемой малой энергетике, муниципальных сетях, которые продолжают выполнять и функции сбытовых организаций.

Не обошлось и без исключений. Некоторые хозяйствующие субъекты имеют шанс получить статус неприкосновенных и неразделяемых. Исключения составят компании, работающие в таких изолированных энергостистемах, как Камчатка, Сахалин, Чукотка, Таймыр. Кроме того, имеют возможность остаться при своих крупные промышленные энергокомплексы, процент потребления которыми собственной вырабатываемой энергии будет выше 75 %. На этот статус могут рассчитывать до 180 хозяйствующих субъектов. Для получения статуса они должны в течение месяца направить в ФАС уведомление с информацией для анализа. В противном случае принудительная реорганизация коснется и их. Завершить процесс разделения хозяйствующих субъектов планируется до 1 марта 2008 года.

В рамках реформы необходимо следить и за недопущением ценового манипулирования на рынке, препятствовать образованию картельных сговоров и недобросовестным поглощениям на энергорынке. Однако здесь сомнение вызывает возможность конкуренции на рынке и, в частности, статус гарантирующего поставщика (ГП) электроэнергии.

По законодательству он обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен на территории его деятельности (выделено редакцией сайта). По словам советника генерального директора ОАО «Мосэнергосбыт» Сергея Козловского, «главное отличие цены гарантирующего поставщика в том, что размер сбытовой надбавки устанавливается государством. Остальные сбытовые компании размер надбавки устанавливают сами».

Возникает вопрос, каким образом, помимо ценовой конкуренции, независимые поставщики электроэнергии будут конкурировать с ГП?

«Возможны индивидуальные способы тарификации, повышение эффективности использования электроэнергии или другие способы», — считает Голомолзин. «Потребитель чувствителен только к двум факторам: цене и надежности. Все это ему могут предоставить только гарантирующие поставщики. Обращение к независимым поставщикам для потребителей — это дополнительные риски и цены, которые выше, чем у ГП», — не согласен с представителем ФАС президент Института энергетической политики Владимир Милов.

ЕВГЕНИЙ БЕЛЯКОВ

Сейчас все товары и услуги делаются на «электрической тяге»: электронасос, электропила, электростанок, электродвигатель, электропылесос, электропечь, электробритва… Поэтому стоимость любого товара надо начинать отсчитывать от затраченной на его производство электроэнергии. Попробуйте сопоставить между собой стоимость одной булки хлеба, стоимость одного кирпича, стоимость одной алюминиевой ложки и т. д. Вы придёте к выводу, что сделать это можно лишь при расчёте электроэнергии, затраченной на их изготовление. Естественно и с пересчётом на энергоносители: газ, нефть, бензин, уголь. Поэтому цены на это сырьё надо установить незыблемыми, чтобы остальные цены не скакали. Но если электроэнергия или залежи нефти принадлежат частнику, то ему плевать на всех остальных! Его интересует прибыль. Поэтому все природные ресурсы должны быть в государственной собственности. И государство должно управлять всем хозяйством страны.

ИАС КПЕ

О публикации

Название: О лампочке Ильича
Раздел:Экономика
Опубликовано:09.11.2006
Изменено:
Постоянный адрес:http://www.kpe.ru/articles/1605/
Обращений:612 (0.69 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива