Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

По отцу я русский, а по матери еврей…

«…русский я по паспорту.

Только русские в родне, братец мой самарин,

Если кто и влез ко мне, только что — татарин…»

Из песни В.С. Высоцкого

 

Газета «Независимая» (от 26.10.07 г., Сергей Арутюнов, Семен Козлов) напечатала интересную статью «Глобальный коктейль». Авторы статьи утверждают, что глобализация началась десятки тысяч лет назад, то есть глобализация — это объективный процесс объединения людей на планете. Эта точка зрения согласуется с точкой зрения КОБы, в которой чётко даётся определение слова «национальность» и даётся правило, по которому следует определить национальность. Ниже мы выносим на сайт полный текст статьи. Этот материал будет полезен всем читателям, интересующимся историей человечества и глобализацией, а также представителям различных националистских и фашистских движений, «борющихся за чистоту крови».

ИАС НД КПЕ

 


 

Глобальный этнококтейль

Плавильный котел под названием «земной шар» работает без выходных. Во времена былинные на земном шаре смешивались не только человеческие расы, но и человеческие существа разных видов.
 
Об авторах: Сергей Александрович Арутюнов
— член-корреспондент РАН,
заведующий отделом Кавказа Института
этнологии и антропологии РАН;

Семен Яковлевич Козлов
— кандидат исторических наук,
научный сотрудник Института
этнологии и антропологии РАН.

 


В общем-то глобализация началась не «позавчера», а десятки тысяч лет назад, когда наши прапредки — первоначальные группы Homo sapiens — вышли из очага своего формирования (Восточная Африка, прилегающие к ней регионы Передней Азии и, возможно, Южной Европы) и начали расселяться по «глобусу». По мере продвижения и удаления отдельных популяций друг от друга во времени и пространстве у них сформировались (под влиянием генетических факторов и природных условий) особенности (и внешние: цвет кожи, форма носа, волос, и иные), на основании которых ученые-антропологи выделяют в едином виде Человека разумного несколько больших групп — рас: европеоидную, монголоидную, негроидную и австралоидную (последние две иногда объединяют в единую негро-австралоидную). В каждой большой расе есть свои подразделения, малые расы и расовые типы.


 

32 оттенка кожи

Этнос (народ) и раса — категории разных наук: этнологии и физической антропологии. Первая — наука социальная, вторая — биологическая. Многие ученые и общественные деятели на Западе боятся слова «раса», и причина этого — страх обвинения в расизме. Но расизм — это не признание существования рас как биологических категорий, а провозглашение превосходства людей одной расы над людьми других рас. Гитлеровские расисты утверждали превосходство «арийской» расы над «неарийскими», особенно над «семитской», белые расисты — «белой расы» над «цветными»; а черные расисты (есть и такие, и их немало) — «черной (негрской) расы» над светлыми. Такой подход к расе не только ненаучен, но лжив и преступен.

 

При этом следует отметить, что ни арийских, ни семитских рас нет и никогда не существовало. Есть только языковые группы — семитическая, включающая языки иврит, арабский и ряд языков Эфиопии; арийская (индо-иранская), включающая языки осетинский, курдский, персидский, таджикский и так называемые индоарийские языки Северного Индостана — хинди, бенгали, пенджаби и другие. Германские языки в эту группу не входят, и, кроме того, легко заметить, что среди народов, говорящих на указанных языках, голубоглазые блондины (тип «арийца» по терминологии гитлеровских расистов) практически не встречаются.

 

То же и насчет «белых»: жители юга Испании и Италии явно смуглее жителей северных районов Китая и Японии. По принятой в антропологии «шкале Лушана» цвет кожи разбит на 32 оттенка. Номера 1 и 2 — это альбиносы, самая светлая нормальная кожа — это № 3, и она встречается, во-первых, в Скандинавии, а во-вторых, у эвенов и эвенков Сибири, которых расисты к «белым людям», однако, не относят. № 32, то есть полностью черный цвет, более или менее чисто наблюдается только среди нилотских народов Южного Судана — шиллуков, нуэров, ануаков…


 

Настоящие американоиды

Расходясь, «растекаясь» по планете, мало-помалу заселяя, осваивая ее, различные группы «обнаружили», что соседствуют друг с другом. Соседство естественным образом предполагает и более близкие отношения, включая брачные.

 

Физическое смешение (мисцегенация) разных групп человечества (и расовых, и этнических) началось еще в глубокой древности, продолжается и в наши дни. Бесчисленные миграции и этнорасовые смешения происходили в эпоху первого великого разделения труда (III–II тыс. до н.э.), когда пастушеские племена отделялись от земледельческих. Многочисленные передвижения и смешения народов сопровождали развал великих империй древности и раннего Средневековья (Римской, Сасанидской и др.). Великое переселение народов (IV–VII века) существенным образом изменило всю этнорасовую карту тогдашней Евразии и Северной Африки.

 

Американские индейцы часто организуют так называемый «пау-вау», большие праздники, отмечаемые круговым танцем и прочими праздничными мероприятиями. Кого там только не увидишь! Родство у многих индейских племен передается по материнской линии, и часто индейцем не только считает себя, но и официально признается человек, у которого «чистой» индеанкой была лишь прабабушка. То есть в нем «индейской крови» лишь 1/8, и внешне он не просто «белый», но часто розовощекий, голубоглазый, блондинистый или рыжий. Тем не менее легко понять, что он «индеец», — по индейскому обычаю у него волосы длинные, нередко заплетаемые в косы, а на шее вместо галстука «фамильная драгоценность» — унаследованные от бабушки старинные бусы из редких раковин, бисера и игл дикобраза, так называемый «вампум».

 

На «пау-вау» отчетливо видно, что настоящих американоидов (иногда даже скорее похожих на монголоидов) среди американских индейцев сегодня меньше половины (хотя в резервациях их процент выше), а большинство их, встретив на улице, мы наверняка назвали бы «белыми», а некоторых скорее отнесли бы к афроамериканцам (неграм). Впрочем, и среди последних сплошь и рядом можно встретить людей, которых мы, не колеблясь, сочли бы южными европеоидами, но сами себя они принципиально называют «черными американцами».

 

От мала до велика

В итоге многотысячелетнего смешения в современном мире практически нет однородных («чистых») в расовом отношении этносов. Это относится и к крупнейшим народам (скажем, северные китайцы по внешним признакам легко отличимы от южных), и к сравнительно небольшим (например, ханты, манси, хакасы, алтайцы и другие народы Приуралья, Поволжья, Сибири, которые формировались в процессе взаимодействия европеоидных и монголоидных групп). То же можно сказать и о всех тюркоязычных народах Средней Азии и Казахстана.

 

Среди современных башкир можно встретить вполне типичных представителей по меньшей мере трех малых (локальных) рас: западносибирской (в целом монголоидной), северо-восточноевропейской (европеоидной, к тому же довольно светловолосой), индосредиземноморской (европеоидной, но довольно смуглой и темноволосой), плюс еще множество смешанных, переходных форм. Однако эти люди, нередко знающие свою генеалогию до седьмого колена и более, уверенно скажут, что все их предки по национальности были башкирами.

 

Конечно, в этногенезе башкир приняли участие разные народы из разных языковых групп — не только тюркской, но и финно-угорской, и индоиранской. Но это смешение происходило в довольно глубокой древности.

 

С другой стороны, значительная часть, если не большинство азербайджанцев могут указать, что среди их предков были и представители тюркских племен, пришедших в Азербайджан в Средние века из Туркмении, и иранцы, и грузины, и армяне, и представители самых разных дагестанских и северокавказских народностей. Но все они принадлежали к одному и тому же расовому типу — индосредиземноморскому, и, как следствие, по своему физическому облику азербайджанцы очень однородны — практически все они южные европеоиды.

 

В этногенезе русских приняли участие народы разных языковых групп — славянской, финно-угорской, балтийской, тюркской, иранской (прежде всего скифо-сармато-аланы). В семьях, где интересуются своей генеалогией, очень часто знают о своих греческих, кавказских, еврейских, татарских, волжско-финских (мордовских, марийских, удмуртских) предках. Что же касается русских дворянских семей, то у истоков очень многих из них находятся либо выходцы из Европы — Литвы, Польши, Германии, Скандинавии, либо принявшие православие тюрки — в X–XIII веках половцы и печенеги, а в более позднее время — татары и другие народы Поволжья и Приуралья.

 

Отношения между терскими казаками и чеченцами никогда не были особо дружественными; те и другие нередко устраивали набеги на селения друг друга. Главной целью был угон скота, отчасти другие формы грабежа, но нередко при таких набегах похищали и девушек, которые потом становились женами похитителей. В результате среди казаков множество людей с вполне «кавказской» внешностью, прекрасно знающих, что их прабабушкой или бабушкой была чеченка или черкешенка. А среди чеченцев не только множество людей светловолосых и светлоглазых, но есть целые роды и фамилии, о которых достоверно известно, что их основатели происходили от пленных славянских мужчин и женщин, и даже известно, из каких фамилий, так что некоторые казачьи и чеченские роды считают друг друга как бы дальними родственниками.


 

Как брахман брахману

Народы Южной и Юго-Восточной Азии и Океании характеризуются более или менее интенсивным смешением европеоидных, монголоидных и австралоидных компонентов.

 

Южная Индия — это регион, где рядом и чересполосно проживает множество субэтнических групп (каст, племен, подразделений народностей), минимально смешивающихся между собой. Но абсолютных барьеров между разными группами людей не бывает, и смешение идет и тут, хотя и в небольших масштабах.

 

Брахманы-намбудири Кералы очень светлокожи (по индийским меркам, естественно), почти как южные европеоиды, у них нередки глаза светлых, смешанных оттенков. Брахманы-айянгары Тамилнада заметно темнее. Несмотря на одинаково высокий статус, смешанных браков между этими группами не бывает, хотя в прошлом они не исключались.

 

У намбудири только старшие сыновья женятся на женщинах из своей касты, нередко полигамным браком. Младшие сыновья чаще всего вступают в брачные отношения с женщинами из многочисленной среднестатусной касты наяров. Мужчины-наяры всегда наследуют касту и родовую фамилию матери, а не отца. В прошлом они нередко служили наемными солдатами, а сейчас их можно встретить по всей Индии работающими сторожами, прислугой в гостиницах и на других «среднего статуса» вполне «чистых» работах. Здесь, вдали от родины, они нередко могут вступать в неформальные брачные связи с женщинами более низкостатусных каст. Таким образом, гены брахманов-намбудири, самой высокостатусной группы Кералы, могут попадать к потомству низкостатусных групп других районов Индии и вносить в них часть соответствующего физического типа.


 

Мулатка-шоколадка

Открытие европейцами Америки и последующее её заселение привели к формированию чрезвычайно разнообразных смешанных групп. Наиболее общее их название — метисы и мулаты. Но в разных регионах и странах для таких групп имеются свои традиционные названия — глубоко укоренившиеся в языке, ментальности, общественной жизни.

 

Обычно метисами в Америке называют потомков «белых» и индейцев (как почти 100-процентное правило, белых мужчин и индейских женщин); однако в испаноязычных странах Нового Света индейских метисов очень часто называют ладино (исп. ladino, от лат. latino).

 

Мулатами называют потомков «белых» и привезенных в века работорговли (XVII–XIX) африканцев, притом часто лишь тех, в жилах которых 1/2 негритянской крови; если таковой 1/4, то это — квартероны, если 1/8 — октороны. В отдельных странах имелись (а порой и сейчас употребляются) местные названия тех или иных мулатских групп. Так, на Гаити человек с 1/2 негритянской крови называется мюлатр, с 3/4 — гриф, с 1/8 — мюстиф, с 7/8 — марабу. Эта цифирь часто жестко определяла место человека в социальной структуре, возможности его продвижения в ней и т.п.

 

Крупные мулатские группы — существенная часть населения США, Колумбии, Венесуэлы и других стран Южной и Центральной Америки, всех стран Вест-Индии. Некоторые латиноамериканские этносы (пуэрториканцы, доминиканцы) состоят преимущественно из мулатов; очень много их в составе бразильцев. В Рио-де-Жанейро стоит величественная скульптура черной мадонны — негритянки с ребёнком, символизирующая одну из важных основ бразильской нации. Среди афроамериканцев (негров) США мулатов на конец XX века было более 90%.

 

Уместно, думается, вспомнить здесь, что одной из бабушек великого французского писателя Александра Дюма, автора «Трех мушкетеров» и десятков других известных и популярных романов, была негритянка из Вест-Индии; а прадедом нашего Пушкина был Абрам Ганнибал, родом из Северо-Восточной Африки, где большая часть населения относится к переходной эфиопской расе.


 

«Весь трепет жизни»

У одних народов это межрасовое смешение происходило главным образом в древности и в Средние века, у других наиболее интенсивно происходит именно сегодня. Расы — это прежде всего научные конструкты, отражающие средние характеристики той или иной локальной популяции. Даже к какой-либо большой расе отнести человека однозначно можно далеко не всегда — мулаты бывают самых разных оттенков, и множество людей в нашей стране несут на своем лице разнообразные, иногда довольно противоречивые сочетания черт монголоидности и европеоидности. Что же касается малых, локальных рас, то они определяются прежде всего статистически, средними данными выборки. Среди конкретных людей, вполне типичных представителей данной локальной расы, их, как правило, меньшинство.

 

В общем же большинство народов мира — результат разнообразных (в течение многих тысячелетий) контактов, смешений, взаимовлияний. Соответственно, то же самое можно сказать о большинстве из живших, живущих на нашей планете людей. Замечательно выразил эту мысль русский поэт Максимилиан Волошин: «Весь трепет жизни — всех веков и рас/ Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас».

О публикации

Название: По отцу я русский, а по матери еврей…
Раздел:Наука
Опубликовано:05.10.2007
Изменено:
Постоянный адрес:http://www.kpe.ru/articles/1831/
Обращений:1751 (3.17 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива