Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива

Век квартиры не видать…

“Ни один проект не будет работать, если нет плана социально-экономического развития страны”, так называется статья напечатанная в общественно-политическом журнале «РФ сегодня» (№ 8 за апрель 2007 г., Леонид ЛЕВИЦКИЙ). Тема статьи «доступное жильё». Автор беседует с Николаем Кошманом, президентом Ассоциации строителей России. Вывод очевиден, нац. проект «доступное жильё» обречён на провал.

ИАС КПЕ

«Государство бросило сложную комплексную отрасль в стихию рынка и огромный комплекс распался (читай — расчленили, прим. — ИАС) на части, не все из которых как-то устояли. Последствия не замедлили сказаться — ввод жилья упал с 80 миллионов квадратных метров до 39 миллионов. К тому же более половины этих миллионов построены на деньги самых обеспеченных граждан (и неграждан) России.…

…При раздробленном стройкомплексе фактическим заказчиком жилья выступает государство. Государство должно создать такие правила, при которых сблизятся интересы его самого, граждан России, строителей. Побудить рынок работать на государственную социальную политику. Сделать это намного труднее, чем во времена Госплана, когда власть обладала всеми рычагами управления, начиная с информационных. Основа любого решения — объективная информация, точный анализ.

…Совсем недавно в Госстрое — главном штабе отрасли, не было ведущих управлений — строительной политики, строительства, промышленности стройматериалов. Понадобилось какое-то время, чтобы подобрать хороших специалистов. Проанализировав жилищную проблему, пришли к выводу: 82 миллиона квадратных метров — объём ветхого и аварийного жилья. Покрывать выбывающее жилье тем же количеством вновь вводимого — недостаточно… Дело в расчёте на всемогущество рынка. Государство определило два показателя — объём выделяемых денег и ожидаемый объём жилья. Эти показатели не соответствуют один другому.

Главное, прежде всего нужно точно знать, где будет возводиться жильё и какое оно будет. Одни и те же проекты технологии не применимы в Москве, на Северном Кавказе, в Забайкалье или на Камчатке. Нужна комплексная градостроительная концепция, учитывающая развитие экономики, демографию, миграционные потоки. База для разработки такой концепции, и сформирования государственной градостроительной политики, и Госстроя была. Но после его реорганизации оказалось, некому завершать начатое.

После того как определимся, что и где строить, необходимо к этим районам подтягивать все тылы и инженерную инфраструктуру: энергетику, транспорт, производства строительных материалов.

Реализация национального проекта началась без какой-либо подготовки. Сработал принцип: “ввяжемся в бой, а там — разберемся”. Не определены стержневые критерии — “доступность”, “комфортность”, значит, допустимая цена квадратного метра, с ним и квартиры. Западные критерии доступности жилья не для России — не те доходы у её граждан. Только государство может сформировать приемлемую для населения цену, побудив всех причастных к национальному проекту добиваться снижения себестоимости пресловутого квадратного метра.

Цена складывается, из: дикой спекулятивной стоимости земли, проекта, необходимых согласований, стройматериалов, электроэнергии, газа, воды… Строитель лишь завершает объекты, концентрируя все затраты, в том числе и свои собственные. Он крайний, потому и все обвинения в его адрес — мародер, спекулирующий на нуждах народа. Все остальные, стоящие перед ним, вроде бы и ни при чём, а это нередко компании, контрольным пакетом акций которых владеет государство. Они, все в большой мере извлекают доходы и прибыли. Они, обусловливают философию и нравы строительного рынка. Тон задают проектировщики — чем дороже разработанный ими объект, тем больше получат за него. Нередко планируется фундамент стоимостью, равной стоимости дома, стоящего на нем. Это старт ценовой гонки, в которой нет отстающих

Цена на землю под объекты национального проекта, строительные материалы, подключения ко всем инженерным сетям должна быть фиксированной как стратегическая.

Любые масштабные строительные проекты и программы не осуществимы при отсутствии стратегии и планов социально-экономического развития страны. Строительство само по себе не цель — оно средство достижения государственных приоритетов.

….Страна потеряла и многие проектные, научно-исследовательские институты, систему подготовки кадров специалистов, квалифицированных рабочих. Мигранты не спасут, чужими руками благополучия страны не построить».

ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ

«И будешь давать взаймы многим народам,
а сам не будешь брать взаймы.
И будешь господствовать
(управлять)
над многими народами, а они над тобой
господствовать
(управлять) не будут»
Библия.

«Российская бизнес газета» от 13.04.07 г. напечатала статью «Взаймы до последнего» (Евгения Васильчука), в которой сообщается, что внешняя задолженность госкомпаний и банков достигла 145 — 150 миллиардов долларов.

ИАС КПЕ

«При почти полной стагнации экспорта, Россия интенсивно с залихватским энтузиазмом наращивает импорт, потребление и внешнюю задолженность банков и госкомпаний.

Сумма внешнего долга России на 1 января 2007 года составила $309,7 млрд., что на 20,4 % больше показателя на 1 января 2006 года — $257,2 млрд.

Такую информацию представил Банк России в соответствии со специальным стандартом Международного валютного фонда по распространению данных.

При этом внешний долг органов государственного управления за 2006 год сократился на 36,5 процента — до $45,1 млрд. Зато внешний долг российских банков (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) возрос в 2 раза — до 100,8 млрд. долларов. Задолженность нефинансовых предприятий (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) за 2006 год возросла на 23 % и на 1 января текущего года составила $138,5 млрд. Подавляющая часть прироста задолженности пришлась на конец года: только за IV квартал 2006 года она выросла на $40,4 млрд., или на 15 %.

К середине 2006 года Россия вышла на 2-е место после Южной Кореи по объёму корпоративного долга среди развивающихся стран и на четвёртое по объёму долгов банков.

Все глубже в петлю

Но наибольшую тревогу вызывает рост задолженности частного сектора и государственных компаний и банков. В частности, государственные бизнес-структуры, по оценкам автора, задолжали нерезидентам уже около $145 — 150 млрд., заняв за 2006 год почти $80 млрд. Если общий прирост долгов частного сектора составил около $65 млрд., то в 2006 году нетто-отток капитала из России был на уровне до $15 млрд. Причём, во втором полугодии он усилился, и был примерно в 2 раза выше.

Неудивительно, что при таких противоположных тенденциях прогнозы министра финансов Алексея Кудрина не отличаются стабильностью.

Прогнозы Кудрина

То, что российские и мировые прогнозы — вещь ненадежная, подвигло главного финансиста и на „вероятностные“ умозаключения. „Нужно ли нам будет заимствовать вне страны? Такой потребности пока нет… Пока мы не планируем, что и после 2010 года это потребуется, поскольку в это же время растет положительное сальдо движения капитального счета. Если будет очень большой приток капитала, то не потребуется“, — сказал Кудрин. По его словам, возврат к внешним займам не является целью России, но такая вероятность существует в принципе.

По большому счёту никакого криминала в „вероятностных“ взглядах главы российского финансового ведомства нет. Правда, если внешние обязательства госкомпаний достигли $150 млрд., то накопленная в Стабфонде сумма в $108 млрд. уже не кажется столь внушительной „подушкой безопасности“, от которой ещё что-то должно остаться будущим поколениям.

Какой капитал приходит

По словам того же Кудрина, чистый приток капитала в РФ с начала 2007 года составил $12 млрд., из которых только за неделю 17 — 23 марта в страну поступило 8 миллиардов долларов, а за весь год в целом приток капитала прогнозируется на уровне 30 миллиардов долларов.

О публикации

Название: Век квартиры не видать…
Раздел:Оценка событий в стране и в мире
Опубликовано:25.05.2007
Изменено:
Постоянный адрес:http://www.kpe.ru/articles/1741/
Обращений:943 (1.37 в день)
Сохранить на диск:
Сохранить в формате HTML на диск для оффлайнового просмотра или архива